09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МУЗЕЙНЫЕ КРЫСЫ ВЫХОДЯТ НА ПРОМЫСЕЛ

Данилкин Александр
Опубликовано 01:01 08 Февраля 2007г.
На днях суд Каменска-Уральского Свердловской области приступит к слушанию уголовного дела по обвинению бывшего директора местного краеведческого музея Дмитрия Тетерина в краже. По данным следствия, Тетерин украл из экспозиции 14 орденов, медалей и знаков отличия, выполненных из серебра. Сыщикам удалось разыскать всего пять. Но это лишь эпизод из череды бесконечных криминальных пропаж в российских музеях.

Как рассказала мне исполняющая обязанности директора этого музея Юлия Партина, пропажу обнаружили после "перетряхивания" фондов в связи со скандальной пропажей летом прошлого года 221 экспоната из Эрмитажа. Директором музея Дмитрий Тетерин был назначен три года назад, ему тогда стукнуло... 18 лет. Одновременно учился в институте. Говорят, назначили парня по причине кадрового дефицита. Должностной оклад студента-директора составлял 4 тысячи рублей. Юный руководитель проработал три года. В 2006-м решил увольняться. Заодно прихватил и ордена. Как удалось вынести? Очень просто. Подобрал ключи от фондохранилища. "Вневедомственная охрана у нас, - говорит Юлия Партина, - хорошая, но кто же подумает на директора, что он - вор?"
Воровать в России музейные ценности нынче выгодно. Товар дорожает на глазах. Сколько украдено, потеряно и просто исчезло, не скажет никто. Потому что в стране отсутствует реальный учет шедевров. Нет ни единого каталога музейных ценностей, ни их электронной маркировки. А инвентаризации экспонатов затягиваются на десятки лет. Стоит ли удивляться, что сегодня у нас в розыске более 58 тысяч украденных предметов антиквариата, значительную часть из которых составляют музейные экспонаты? Специалисты говорят, что это лишь верхушка айсберга. На самом деле все еще хуже. Судите сами: во французских музеях ежегодно регистрируется по 4 тысячи краж. А в российских, по официальным данным, от 50 до 100. Неужели российский преступный мир превратился в "паиньку"? Вряд ли. Компетентные источники утверждают, что фактически страна навсегда лишилась более 100 тысяч шедевров. Многие из них толком нигде и не зарегистрированы. По сей день хранители уверены, что они "где-то в запасниках".
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ
Не будем лукавить: из музеев воровали всегда. Но циничное, масштабное и почти безнаказанное расхищение несметных ценностей России началось с распадом СССР. Картины, иконы, другие раритеты - все пошло по миру. Музейные шедевры, бывало, подменяли грубыми подделками. Иногда просто тащили из забитых хранилищ, где ценности валялись кучами и без присмотра. Впрочем, сокровища, случалось, вполне легально списывали, чтобы, скажем, подарить заезжим вождям. Особенно шуровали в провинции. Ценностей в местных музеях, может, и поменьше, чем в Эрмитаже. Зато побольше беспечности.
Тогда впервые стало ясно, что опасаться нужно не только воров-взломщиков, но и некоторых из тех, кому поручено беречь ценности. То есть музейных хранителей и охранников. Вот криминальная статистика последних 5 лет: кражи со взломом из российских музеев стали совершать в два раза реже, чем прежде. Зато хищения с участием смотрителей и милиционеров происходят с пугающей частотой. А о скольких потерях нам еще предстоит узнать? В одном из интервью руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков подтвердил: "Неприятные открытия еще будут. Я просто убежден. И у нас, к сожалению, для этого имеются основания".
А бить тревогу нужно было давно. В 1999-м году из астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева была похищена картина Айвазовского "Восход". Точнее, подлинник был подменен подделкой. И пошла на это преступление местный реставратор Елена Маслова. Аналогичный случай зафиксирован в таганрогском музее: хранительница также подменила картины для перепродажи.
Но в МВД говорят, что настоящий воровской бум начался лишь после отмены в начале этого тысячелетия лицензий на торговлю антиквариатом. После чего пропажи пошли чередой: сбывать товар стало легче. В музее-усадьбе Софьи Ковалевской в псковской деревне Полибино исчезли картина художника-фламандца XVII века и художника Круковского, официальная оценка ущерба - в сотни тысяч долларов. В Пензенской области обворован мемориальный музей Куприна: исчезли личные вещи писателя. Кражи в музее истории Ярославля, в екатеринбургских музеях. Бывшие сотрудники тамбовского краеведческого музея рассказывали мне, что там исчезли экспонаты из коллекции холодного оружия. В прошлом году из ростовского областного музея изобразительных искусств пропала картина художника Петровичева "Весенние сумерки"...
Но абсолютное большинство краж до сих пор не стало достоянием общественности. Потому что воры нередко действуют грамотно: в сговоре с недобросовестными музейщиками либо с охраной берут обычно то, что не проходит по учету. Таких экспонатов всюду хватает. На вид - старье, а фактически - бесценный раритет. Либо заменяют шедевры на грубые подделки. Квалифицированных экспертов, которые бы могли выявить фальшивки, как водится, не хватает. А значит, в официальную статистику эти случаи никогда не попадут.
ВОРЬЕ СТОЛИЧНОЕ
На днях в Эрмитаж вернулась украденная оттуда картина. Уникальное полотно художника Жан-Леона Жерома "Бассейн в гареме" в 2001 году варварски вырезали из подрамника и унесли. А в декабре прошлого года подбросили в приемную главы КПРФ Геннадия Зюганова. Ориентировочная стоимость растерзанного шедевра около миллиона долларов. Однако этот счастливый финал, скорее, исключение из правил.
В реальность нового "эрмитажного" скандала многие отказывались верить: неужели и там? Тем более что руководство крупнейшего музея России многие годы уверяло: "У нас-то не упрут!" Самонадеянность подвела. Как это уже не раз бывало в истории. Кто бы мог подумать, что кто-то решится на похищение знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи? Директор Лувра любил повторять: "Это так же невероятно, как украсть колокола с собора Парижской Богоматери". Но ведь украли "Мону Лизу"! В 1911 году по этому поводу стонал весь мир. Потом, когда нашли, директор Лувра подал в отставку.
В России все по-иному. И чем больше подробностей узнаешь о краже в Эрмитаже, тем большую тревогу испытываешь. Отчего случился тот самый громкий профессиональный провал в городе на Неве? В МВД России считают, что "одна из главных причин несвоевременного выявления хищения - отсутствие с 1978 года полной сверки экспонатов Эрмитажа".
А тревожные "звонки" ранее ведь уже были. И не раз. С 1992 года в городе на Неве зарегистрировано более 50 краж произведений искусства. Но и после этого поднимать большую тревогу посчитали излишним. Доклад в 1999 году тогдашнего заместителя председателя Счетной палаты РФ Юрия Болдырева звучал еще более тревожно. Комиссия под его руководством обнаружила, что за сохранность 220 тысяч особо ценных экспонатов никто ответственности не несет. Часть экспонатов нашлась лишь после скандала. Где они были? Возможно, украшали чертоги чиновников и олигархов...
Выявились и другие удивительные вещи. Помните, в 90-х годах прошлого века бесценные шедевры Эрмитажа было принято возить по всему миру? Так зарабатывали деньги, чтобы поддержать на плаву нашу культуру. Но при тогдашнем беспределе кто даст гарантию, что из-за границы возвращались подлинники, а не подделки?
Юрий Болдырев говорил, что итоги проверки требуют возбуждения уголовных дел. И что? А ничего. Все спустили на тормозах.
Лишь в прошлом году, после ЧП в Эрмитаже, российская общественность встрепенулась. Создана даже правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Она, как объявили, должна учинить тотальную проверку основных музейных фондов страны. Прошло полгода. Каковы результаты?
Вот что сказала мне официальный представитель Агентства по культуре и кинематографии Наталья Уварова:
- Комиссия Медведева собиралась уже несколько раз. Последний - в декабре прошлого года. Вскоре должен быть утвержден график проверки музеев. Этот график мы разошлем по регионам. Только после этого начнем работу.
Какие неожиданности преподнесет нам правительственная проверка? Нам говорят, что в одночасье 80 миллионов экспонатов, что хранятся в тысячах российских музеев, не проверишь. А может, никаких 80 миллионов уже и не осталось?
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ:
Искусствовед-реставратор, заслуженный деятель искусств, академик РАЕН Савва ЯМЩИКОВ:
- Надо проверять не все музеи повально, а прежде всего Эрмитаж. Потому что рыба гниет с головы. Только ревизовать следует не в связи с последней шумной кражей, а согласно бюллетеню Счетной палаты от 2000 года. Тогда были выявлены действительно чудовищные нарушения. 220 тысяч экспонатов числилось за умершими, уволенными или не приходящими на работу людьми. Установили, что на сотню заграничных выставок экспонаты ездили без страховки. Это означает неоправданный риск. Был еще ряд других нарушений. Материалы Счетной палаты были разосланы по субъектам Федерации. В недавно опубликованной статье американского журнала "Ньюсуик" пишется, что цель новой проверки такова: разбить имеющиеся экспонаты на несколько категорий. И принадлежность к одной из них будет означать, что эти предметы музеям не нужны - их нужно выставлять на международные аукционы. Вот во что может вылиться эта новая проверка! Она еще может и парализовать на какое-то время работу музеев... Я уверен: пока сразу три организации будут руководить нашей культурой - Министерство культуры, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Росохранкультура - до тех пор здесь и будет неразбериха. Потому что у семи нянек дитя без глаза. Нужно срочно возвращаться к выверенной системе: должно остаться одно Министерство культуры.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников