КОЛЛЕКЦИОНЕР ВО ДВОРЯНСТВЕ

Страстные коллекционеры - люди со странностями. Чтобы приобрести заветную вещичку, готовы пешком идти на край света, экономить на всем, лишь бы собрать необходимые деньги и завладеть "шедевром". Чего только не собирают люди: колокольчики, миниатюрные издания, оружие, посуду, живопись... Но, пожалуй, впервые в своей жизни я познакомилась с человеком, который коллекционирует все, что имеет отношение к XIX веку.

- Почему именно XIX век? - спрашиваю собирателя Генриха Туровского.
- Высший расцвет русской культуры был именно в это время. Когда я приехал учиться в Петербург, уже знал, где Пушкин покупал пистолеты, отправляясь на дуэль, где он любезничал с Зинаидой Волконской, поэтому и бросился смотреть эти места. Но ничего не обнаружил. Только таблички: здесь проходило заседание III съезда РСДРП, здесь еще что-то революционное. В то время, а это был 1955 год, никаких следов истории великой я не нашел. И это меня очень поразило.
- А с чего начиналась ваша коллекция?
- В нашей семье дух коллекционирования существовал всегда. Родители мне на свадьбу подарили старинный сервиз, практически с этого и началось. Мой старший брат был коллекционером особо пристрастным, можно сказать, это было его профессией. Он отмечал дни рождения великих людей в их родовых поместьях, специально ездил туда. Так вот, он мне как-то сказал: "До рубля можно швырять деньгами, а все, что больше рубля, - исключительно на коллекцию". И следил, чтобы копеечку зря не растратить. Только на дело...
Мы разговариваем с Генрихом Туровским в новой просторной квартире в 180 квадратных метров, где он организовал музей-салон дворянской культуры. В большом зале - выставка картин, изящное зеркало, которое за две сотни лет не потеряло ни внешнего лоска, ни качества отображения. И тот самый, первый мамин сервиз. В гостиной - кофейный столик, рояль, удивительные женские головки, написанные известным русским художником Александром Вахрамеевым. В его коллекции порядка 200 работ живописца. Для сравнения: в Русском музее находится 47 работ, в Третьяковской галерее - 41, в Музее истории Санкт-Петербурга - 40. По рисункам Вахрамеева, считает коллекционер, можно изучать историю России.
Переходим в кабинет Генриха Всеволодовича. Этажерки, настоящая горка, шкатулки, картины. Много ценных вещей, серебряных изделий. На старинных фотографиях люди, у которых Туровский когда-то приобретал эти предметы. Графиня Юлия Петровна Шереметева, потомственный дворянин Ивановский Валерьян Валерьянович (он был товарищем министра Николаевской железной дороги). На почетном месте портрет императрицы Марии Федоровны. У Туровского много вещей, принадлежавших именно ей. Есть предмет, который держала в руках последняя императрица. Это удивительно легкий, изящный бокал, расписанный вязью в византийском стиле, - императорский подарок в день коронации на Ходынском поле. Он был наполнен конфетами. В Англии специально к коронации сделали тысячу таких бокалов, и в России это была первая легкая посуда из металла, покрытого росписью.
- Много ли на сегодняшний день сохранилось подобных бокалов?
- Этот мне достался от Юлии Петровны Шереметевой, а ей подарила императрица. Еще одним бокалом владеет датская принцесса Элизабет, сведения о нем есть в специальном каталоге. И третий найден в Подмосковье во время расчистки колодца. Другими данными я не располагаю.
Мы с Генрихом Всеволодовичем пьем чай из настоящего английского фарфора. Все в доме - посуда, светильники, комод и кресла, письменный стол, большой дорожный сундук, альбомы для фотографий - исключительно из XIX века. Оказывается, все эти вещи "живы" до сих пор и исправно служат своему хозяину. В музее-салоне дворянской культуры Генрих Туровский собирается проводить поэтические и музыкальные вечера, для этого специально ищет в Германии настоящий клавесин. Он считает, что русскую историю, культуру, в том числе и дворянскую, нужно обязательно помнить и хранить.