НАРОДНЫЙ ШТИРЛИЦ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Сегодня всенародно любимому актеру Вячеславу Тихонову исполняется 80 лет. "Труд" попросил рассказать о знаменитом артисте известных мастеров, вместе с ним создававших славу отечественного кинематографа.

Светлана ДРУЖИНИНА, актриса и режиссер, народная артистка России:
- С Вячеславом Тихоновым мы познакомились на кинопробах к фильму "Дело было в Пенькове", хотя во ВГИКе прошли одну школу у замечательных педагогов Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. Эти мастера дали путевку в жизнь многим актерам, в том числе и составившим костяк актерского ансамбля "Молодой гвардии" - фильма, в котором Тихонов впервые появился на экране.
Режиссер картины "Дело было в Пенькове" Станислав Ростоцкий долгое время не мог найти исполнителя на роль тракториста Матвея Морозова. И, к неудовольствию многих, пригласил Тихонова. У Славы совсем не крестьянская внешность, и играл он до этого все больше щеголей-офицеров или героических матросов. Но мы с Майей Менглет обрадовались, что у нас будет такой красивый партнер: ведь и моя Лариса, и ее Тоня по сюжету влюблены в Матвея.
Съемки проходили в деревне Киринково близ города Клина. Тихонова поселили в отдельной избе. Жили мы достаточно скромно, сами себе покупали продукты на небольшие суточные. Я сейчас уже не помню, сам ли Тихонов себе готовил и стирал. Не исключено. Ведь Слава вырос в простой семье из Павловского Посада.
В массовках с нами бок о бок снимались деревенские жители. И, наверное, не одно девичье сердечко начинало биться при появлении Тихонова, но он вел себя скромно и любовных романов не заводил. Жил один, лишь время от времени к нему приезжала его тогдашняя жена Нонна Мордюкова.
Когда я стала режиссером, то, конечно, про Вячеслава не забывала, но в моих фильмах не было подходящих для его дарования ролей. Однажды только понадобился его завораживающий голос, и в "Гардемаринах" Слава читает авторский текст за кадром. Когда я его об этом попросила, он легко согласился. Это была и работа, и товарищеская помощь.
Вадим ЮСОВ, кинооператор, народный артист СССР:
- Когда Сергей Бондарчук приступил к работе над фильмом "Они сражались за родину", то обсуждений кандидатуры Вячеслава Тихонова, уже сыгравшего у Бондарчука в "Войне и мире", не было. С Вячеславом Васильевичем мы учились во ВГИКе в одно время, но относился я к нему как к мэтру. Образ простого солдата Николая Стрельцова, контуженного в бою, потребовал от актера больших эмоциональных и физических усилий. Но Тихонов со всеми поставленными задачами справился великолепно.
В съемках, проходивших близ станицы Клецкой, участвовали Василий Шукшин, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков... Тихонов, тактичный и спокойный, на площадке себя не выпячивал, а сосредоточенно занимался своим делом. И отвлеченных разговоров во время съемок не любил. В выходные дни Вячеслав Васильевич вместе с Шукшиным и Бурковым развлекались тем, что ездили за 20 километров к знакомому начальнику аэродрома, где смотрели по телевизору спортивные передачи.
В самый разгар съемок пришло сообщение, что Вячеславу Тихонову присвоили звание народного артиста СССР. Ради такого случая отменили съемки и в столовой нашей гостиницы (а жили мы на пришвартованном к берегу теплоходе) накрыли столы. Гулянье растянулось на всю ночь. Когда под утро разливали чай, над Доном поднималось солнце. И все в нашей компании как дети радовались этому нечаянному празднику, который подарил нам Тихонов.
Лев Дуров, народный артист СССР:
- Слава - удивительный актер, и если я кого и могу сегодня назвать звездой нашего кино, так это Вячеслава Тихонова. По своему характеру он очень сдержанный и закрытый человек, но с глубоким внутренним содержанием. Когда на экране показывают его крупные планы, то зримо ощущаешь, как напряженно он думает. И глаза у него живут, они не пустые, каждый мускул на лице напряжен. Лично я всегда любовался им во время работы, мне хотелось быть таким, как он, но...
Помню, после "Семнадцати мгновений весны" мы снимались вместе в фильме "И другие официальные лица". В один из вечеров сидели в номере сухумской гостиницы и пили коньяк. Вдруг к нам ворвалась пожилая женщина, стала обнимать и целовать Тихонова. Слава опешил, слова не мог вымолвить, а она только и причитала: "Я своим внукам расскажу, что обнимала великого актера. Дай Бог вам здоровья!" И как вихрем влетела в комнату, так вихрем и унеслась. Вот это и есть народная любовь.
Во время съемок легендарного телесериала "Семнадцать мгновений весны" я не помню, чтобы Тихонов капризничал, выставлял какие-то требования, как это сейчас делают куда менее известные, чем Тихонов, артисты. Партнеры обожали его, могли спокойно сделать ему замечание, если он подзабывал текст, а он, в свою очередь, очень деликатно и осторожно высказывал им свои пожелания, замечания. Сцену расстрела, в которой Штирлиц убивает моего персонажа, мы сняли очень ловко, мне даже стало обидно, что он так быстро расправился со мной. Но в день юбилея Тихонова я прощаю Вячеславу Васильевичу это убийство.
Сергей УРСУЛЯК, кинорежиссер:
- Сценарий моей картины "Сочинение ко Дню Победы" писался 15 лет назад специально для Вячеслава Тихонова, Михаила Ульянова и Олега Ефремова - трех богатырей нашего кино. Первым дал согласие Михаил Александрович, заметив при этом: "Не знаю, удастся ли вам уговорить Тихонова". Перед разговором с Вячеславом Васильевичем я заручился поддержкой Станислава Ростоцкого: ему сценарий понравился, и он по дружбе посоветовал актеру не отказываться. А для Олега Николаевича их согласие стало мощным аргументом "за".
Все трое - одногодки и по возрасту вполне годились на роль ветеранов Великой Отечественной. Тихонову, по-моему, не хватило года, чтобы повоевать. На съемках наши мэтры со всеми легко находили общий язык. Например, Михаил Ульянов был человеком такого обаяния, что само его появление на площадке изменяло весь мир вокруг. Тихонов в этом смысле человек гораздо более строгий и, как мне показалось, даже закрытый. Но за время съемок нашего фильма момент недоверия, который был поначалу у Тихонова по отношению ко мне, ушел, уступив место товарищеским отношениям. Правда, я прекрасно осознавал, что в коллекции режиссеров у Тихонова нахожусь примерно под номером 188.
Всякое мое предложение Вячеслав Васильевич вдумчиво примерял на себя. В одной сложной сцене у него был долгий крупный план, а в финале актер должен был заплакать. И у Тихонова, как положено, потекли слезы из глаз. Я сказал, что это чересчур, пусть будет только одна слезинка. Актер спросил: "Из какого глаза?" Вопрос не принципиальный, но я ответил, что из левого. И в следующем дубле он пустил слезу именно из левого глаза. Удивительный профессионализм.
К чести наших мэтров должен заметить, что они ни разу не дали мне повод подумать, что между их актерской и человеческой величинами есть зазор. Хотя люди они уже тогда были немолодые, я не припомню ни одной отмены съемок по их вине. Не было даже естественных в их возрасте жалоб на плохое самочувствие. Однажды только Вячеслав Васильевич робко попросил отпустить его чуть пораньше, потому что хотел посмотреть какой-то важный футбольный матч. И я не смог ему отказать.
После "Сочинения ко Дню Победы" Вячеслав Тихонов появлялся на экранах до обидного мало. Сейчас я запустился с большим сериалом о молодых годах разведчика Всеволода Владимирова, он же Исаев, он же Штирлиц, чей зрелый образ Вячеслав Васильевич блистательно воссоздал в "Семнадцати мгновениях весны". Не скрою, мне бы очень хотелось видеть Тихонова в роли отца главного героя. Я, правда, с ним об этом еще не говорил. Отложил беседу ко дню рождения Вячеслава Васильевича. Человек он трудно уговариваемый, у него сложное отношение ко всему, что связано со Штирлицем. Но я очень надеюсь, что мы договоримся.