Главная Культура 15:59 08 Февраля 2018 8182
Навечно Штирлиц

Не казаться, а быть. Не играть, а жить. На этом безупречном нравственном императиве и была выстроена актерская и человеческая судьба Вячеслава Тихонова

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Сегодня у Вячеслава Тихонова - день рождения, ему могло бы исполниться 90 лет. Еще при жизни Вячеслава Васильевича сыгранный им герой вошел в фольклор, а такое счастье улыбается мало кому из актеров. За 120 лет бытования десятой музы, пожалуй, только Чапаев да Штирлиц удостоились в нашем отечестве любовно сочиненных и трепетно сохраненных в народной памяти анекдотов. А это признание куда более весомое, чем даже Ленинская премия…

Про самого же Тихонова ни скабрезных анекдотов, ни пошловатых пересудов никто сочинять и не думал. По моим многолетним наблюдениям, он просто не давал для этого повода. Не пил, не буянил, не сквернословил, не требовал себе несметных гонораров. И, что совсем уж редкость для экранных красавцев, не заводил романы на стороне, а тем более не делился амурными секретами на публике, как это принято у нынешних звезд и звездочек, с готовностью выворачивающих белье в телестудиях.

Даже об истории его женитьбы и развода с Нонной Мордюковой (а это была самая красивая пара советского кино) Вячеслав Васильевич никогда и нигде не сказал ни одного лишнего слова. Они прожили вместе 13 лет, их брак не был счастливым, это со временем поняли оба. А потому, когда их отношения окончательно исчерпали себя, Тихонов просто собрал чемодан и тихо ушел из дома. Нонна Викторовна, та, бывало, сводила счеты с бывшим мужем в откровенных интервью, в своих книгах. А он отвечал на это единственно возможным для джентльмена образом – достойным и сдержанным мужским молчанием.

Рабочий паренек из простой семьи, учившийся в ремеслухе, позже успевший поработать на военном заводе токарем, он по своей душевной конституции был, конечно, подлинным аристократом – не зря впоследствии переиграл много героев с благородной родословной. Этому, правда, изрядно мешала наколка «Слава», которую он сделал себе по молодости на кисти левой руки. Поэтому, снимаясь в ролях героев с голубой кровью, вынужден был прятать руки в перчатках, в обшлагах рукавов. А в «Семнадцати мгновениях» на крупных планах и вовсе пришлось снимать руки дублера. Это, конечно, сильно осложняло Вячеславу Васильевичу актерскую жизнь, но славу себе, говорила Элеонора Шашкова, его «жена» по «Мгновениям», он этой татуировкой все-таки напророчил…

Другое дело, что к славе Тихонов как раз совсем не стремился, не алкал ее. Человек немногословный, даже замкнутый, суховатый в общении с посторонними людьми, Вячеслав Васильевич ненавидел тусовки, практически не ездил на фестивали, избегал интервьюеров, искренне стеснялся своей известности, пусть даже и многократно им заслуженной. После съемок в «Войне и мире», куда его, вопреки желанию Сергея Бондарчука, определила всесильный министр культуры Екатерина Фурцева, Тихонов даже порывался уйти из актерской профессии. Ему тогда показалось, что с ролью Андрея Болконского он не справился, что у него иссяк (если когда-то и был) талант. И режиссеру Станиславу Ростоцкому, подарившему Тихонову первую звездную роль в фильме «Дело было в Пенькове», стоило больших трудов вернуть Вячеслава Васильевича в профессию, уговорив его сняться в фильме «Доживем до понедельника», который стал новым взлетом в судьбе актера. А потом был их совместный фильм «Белый Бим Черное ухо», за который Тихонов и получил Ленинскую премию.

Но, конечно, поистине всенародная слава пришла к актеру после «Мгновений». Самое интересное, что Тихонова могло в фильме и не оказаться. Автор сценария, писатель Юлиан Семенов видел в главной роли Арчила Гомиашвили, сыгравшего незадолго до того Остапа Бендера у Леонида Гайдая. Ассистенты режиссера настаивали на кандидатуре романтического красавца Олега Стриженова. Сама Татьяна Лиознова, режиссер фильма, мечтала поработать с Иннокентием Смоктуновским, но тот оказался занят. В итоге был утвержден Тихонов. А сегодня всем кажется, что по-иному и быть не могло, это единственно возможный вариант...

Это, конечно, неслучайно. Роль Штирлица удивительно совпала с органикой, психофизикой актера. Тихонов властно приковывает внимание зрителей каждую секунду своего пребывания на экране. Его внутренняя наполненность при внешней сдержанности, умение держать паузу, играть одними глазами, зачастую сверх и помимо текста – все это легло на образ Исаева-Штирлица, который должен скрывать от враждебного окружения свои мысли и чувства. И хотя потом знаменитый разведчик Ким Филби и уверял, что с таким сосредоточенным лицом Штирлиц не продержался бы в логове фашистов и дня, зрители актеру поверили безоговорочно. И наградили Тихонова такой пылкой всенародной любовью, которой ему хватило до конца жизни.

Новые времена Вячеслав Васильевич в общем-то не принял, внутренне им сопротивлялся. Как не принял он и раскрашенные, превращенные в лубок «Мгновения». «То, что сделали с картиной, преступление, – вынес он категоричный приговор после того, как увидел колоризованную версию фильма. – Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Петр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения».

В последние годы Вячеслав Васильевич жил уединенно на загородной даче. Смотрел по телевизору футбол, в котором прекрасно разбирался, с удовольствием рыбачил (это тихое занятие он, кажется, любил больше всего на свете). Оброс бородой, в растянутых свитерах нянчился с внуками, которых ему подарила дочь Аня. И раз за разом торпедировал предложения сниматься в ролях всевозможных шулеров, проворовавшихся депутатов, спившихся генералов – этих героев нового времени.

Думаю, Тихонов хорошо понимал, что ни князя Болконского, ни мичмана Панина, ни учителя Мельникова, ни разведчика Исаева-Штирлица, ни тем более тракториста Матвея Морозова (эту роль в уже упоминавшемся фильме «Дело было в Пенькове» он любил сильнее всего!) ему больше сыграть не удастся. А понижать планку он не хотел. Снялся только у Эльдара Рязанова в замечательном фильме «Андерсен. Жизнь без любви», где простодушно и светло сыграл Человека с нимбом – читай Бога.

Он, разумеется, не был Богом, не был святым. Он был грешником-актером, которого в старину схоронили бы за церковной оградой. Но Тихонов, как, может быть, мало кто из его коллег, умел воплощать на экране если не святость, то во всяком случае нравственное здоровье, незамутненную душевную чистоту, благородство. Помните у Булата Окуджавы: «Верность, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство»…

Вячеслав Васильевич, кажется, за всю свою жизнь не сыграл ни одного негодяя, его актерское «воинство» – а это порядка 70 ролей – почти сплошь люди чести, совести, долга. Но при этом лишенные даже намека на ходульность и пафос – Тихонов своим присутствием на экране одушевлял самых, казалось бы, схематичных персонажей. Порядочного человека нельзя сыграть на одной технике – выйдет плоско, неубедительно, фальшиво. Порядочным человеком можно просто быть. И это обязательно проявится на экране.

Тихонов и был таким редкостно порядочным, благородным человеком. Выбивал для коллег квартиры, больницы, звания, но никогда ничего не просил для себя. Когда к нему в больничную палату как-то прорвался лидер одной партии и позвал в свои ряды, суля всевозможные дивиденды, Вячеслав Васильевич с юмором ответил, что у него инфаркт, а не размягчение мозга. И предпочел скудную пенсию и скромный быт политической трескотне и суете.

Не казаться, а быть. Не играть, а жить. На этом безупречном нравственном императиве и была выстроена актерская и человеческая судьба Вячеслава Тихонова. Он покинул нас около 10 лет назад – и в мире стало ощутимо меньше добра, любви, красоты и света.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11386
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7014
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6703
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6048
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5838
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?