Путь к сердцу через желудок

Фото: globallookpress.com
Олеся Смолякова
Опубликовано 00:07 08 Февраля 2019г.

Эксперты пришли к выводу, что маркировки качества продуктов питания в наших магазинах не более чем маркетинговый ход


Больше трети товаров со знаком ГОСТ не соответствуют предъявляемым требованиям, не говоря уже о продуктах с этикетками ТУ или вовсе без обозначений. Налицо введение потребителей в заблуждение, за которое производители не несут реальной ответственности. Как, впрочем, и за перемаркировку и другие «маленькие хитрости».

После проверки более 4 тысяч продовольственных товаров специалисты Роскачества утверждают: наличие на упаковке знака ГОСТ не гарантирует доброкачественного продукта. Чаще за этим кроется желание продавца сыграть на чувстве ностальгии, присутствующем у наших покупателей. Четыре буквы у людей старшего поколения почему-то до сей поры ассоциируются с чем-то настоящим, подлинным. В советское время хорошие продукты были в дефиците, но те, что удавалось достать, купить в очередях или из-под прилавка, можно было есть, не опасаясь за здоровье. А сегодня знакомая маркировка — инструмент в руках маркетологов.

К примеру, в 15% проверенных круп со знаком ГОСТ на упаковке имеются серьезные отступления от стандарта. С сырами ситуация еще острее: из 30 наиболее популярных на рынке сортов только семь соответствовали заявленным критериям. Ни для кого не секрет, что при производстве сыра многие используют пальмовое масло, импорт которого в прошлом году перевалил за миллион (!) тонн. Но зачем подгонять такой, с позволения сказать, продукт под советские стандарты, когда класть пальмовое масло в сыр еще не догадались?

По словам юриста Татьяны Беловой, сейчас отсутствует ответственность за безосновательное использование аббревиатуры ГОСТ. Потому что в Российской Федерации она не имеет статуса обязательного национального стандарта, которым в настоящее время является ГОСТ Р. Казалось бы, всего одна буква, но почувствуйте разницу!

В Росстандарте хотят изменить ситуацию. Ведомство предлагает правительству наказывать компании, указывающие на своей продукции недобросовестную маркировку, вводящую в заблуждение потребителя. Карать обещают рублем: в размере 1% годовой выручки за первое нарушение и 3% за каждое следующее.

Резонный вопрос: а почему, собственно, Роскачество озаботилось только соответствием товаров ГОСТам? Аналогичные санкции давно назрели за любые нарушения в сфере торговли продуктами: за несоответствие реального состава этикетке, за продление сроков жизни товара за счет переупаковки, за торговлю откровенной просрочкой и т. д. Похоже, только перед лицом штрафов, грозящих поставить бизнес на грань выживания, наша торговля начнет серьезно относиться к номинально действующим в ней стандартам и правилам.

Ну а пока этого не произошло, потребителям можно дать только один совет: чем проще маркировка товара и чем короче состав ингредиентов, тем меньше вероятность нарваться на неприятные сюрпризы. Разумеется, производитель может наврать и здесь, но за это в КоАП уже сейчас есть хоть какая-то ответственность. В отличие от той, что только предполагают ввести за безосновательное использование маркировки ГОСТ.

 




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?