Главная Культура 00:17 08 Февраля 2019 10150
Гудит завод. А нам-то что за дело?

В своем новом фильме Юрий Быков исследует природу русского бунта

Леонид Павлючик
Кадр из фильма «Завод» с сайта kinopoisk.ru

Давно ли вы видели на наших экранах — большом или телевизионном — кино про рабочий класс? Можете не отвечать: легче в Подмосковье встретить снежного барса. А существует ли он вообще, этот рабочий класс, на белом свете? Оказывается, существует — со своими бедами и надеждами. А теперь есть и кино: фильм «Завод» Юрия Быкова после долгого и трудного производства наконец-то выходит к зрителю.

Завод в российской глубинке. Большой, старый, дымный, где с утра до вечера «куют что-то железное». Однажды хозяин предприятия, олигарх Калугин скучным голосом сообщит рабочим, что завод убыточен, его пора закрывать. Задержанную за полгода зарплату обещает выплатить позже, когда появятся деньги. Работяги привычно ропщут в раздевалке. И только один из них — ветеран локальных войн по прозвищу Седой — предлагает дерзкий план: захватить олигарха в заложники. И пусть его подручные привезут в качестве выкупа заработанные людьми деньги. Сказано — сделано. Назавтра лощеный олигарх, вынутый вооруженными рабочими из мерседеса, оказывается запертым в заводской подсобке. Так боевито и лихо начинается фильм «Завод».

Постановщик фильма Юрий Быков сам родом из провинции, из небольшого города в Рязанской области. Беды и боли современной России чувствует кожей, всеми своими оголенными нервами. Человек искренний, живой, увлекающийся, он снял нашумевшие фильмы «Майор» и «Дурак», которые создали ему репутацию мастера социального, проблемного кино. Потом вдруг поставил откровенно заказной, пропагандистский сериал «Спящие», в котором без искры таланта и без толики вдохновения разоблачил «продажную либеральную плесень». После устроенной ему в соцсетях обструкции покаялся, даже хотел насовсем уйти из кино, но публика (а у Юрия Быкова есть свой преданный зритель) не отпустила.

В «Заводе» режиссер вернулся к себе прежнему — смелому, честному, истовому и искреннему, рубящему правду-матку о состоянии дел в России. Сюжет нового фильма взял не с потолка. Известна страшная статистика: за годы, прошедшие со времен развала СССР, в стране остановились порядка 30 тысяч средних и крупных заводов. А значит, миллионы людей потеряли работу и были выброшены на улицу — чаще всего без средств к существованию...

Другое дело, что с оружием в руках требовать у олигархов или властей справедливости в реальной жизни, а не в кино, мало кто отваживался. Нынче даже мирная забастовка или митинг, право на которые даровано Конституцией РФ, считаются криминалом. Видимо, «взрывоопасный» сюжет стал причиной того, что министерство культуры РФ в свое время отказалось финансировать сценарий. Но Быков — человек упертый. Он нашел независимых продюсеров, подключил европейские кинофонды и в итоге снял фильм, который потянул на 1 миллион евро. Как выяснилось, совсем не радикальный и отнюдь не зовущий Русь «к топору».

Это стало ясно еще в прошлом году, а точнее, на фестивале в Торонто, где состоялся первый показ «Завода». Экстремизма в фильме тогда никто и близко не обнаружил. Что касается художественного качества «Завода», то отклики критиков были разными. От похвал, что, дескать, Быков снял первоклассный боевик в стиле азиатского гангстерского кино, до размашистой хулы, что, якобы, фильм «подтверждает статус серьезной неудачи, которая никак не должна длиться даже минутой дольше, чем полтора часа» («Завод» идет 1 час 50 минут). Где же истина? После премьеры фильма в кинотеатре «Иллюзион» мне стало ясно, что истина, как водится, где-то посредине.

Начну с очевидного: Быков снял брутальное, сугубо мужское кино. Ведь кроме группы рабочих, с дробовиками и обрезами захвативших в плен Калугина, в фильме вскоре появляется бригада вооруженных охранников олигарха, по сути, бандитов, приехавших спасать босса. А кто-то неизвестный (его имя выяснится ближе к финалу) вызвал к заводской проходной еще и спецназ, тоже экипированный по полной боевой выкладке. Такое столпотворение вооруженных людей на одном пятачке не могло, увы, не закончиться кровавой развязкой...

Левак по убеждениям, как он однажды признался мне в интервью для «Труда», Быков, разумеется, не испытывает симпатии к жирующему олигарху, его покровителям и наглым подручным. Но и, вопреки вероятным опасениям чиновников минкульта, совсем не поэтизирует восставших рабочих. Вслед за Пушкиным, которого режиссер часто поминает в своих публичных выступлениях, он не находит оправдания русскому бунту, бессмысленному и беспощадному. В пролившейся крови режиссер усматривает как вину кровососа-олигарха, не думающего о народных бедах, так и вину обиженного на весь мир вожака бунтарей, который подбил мирных людей на противозаконные действия и в итоге спровоцировал бойню в заводских цехах.

При этом, независимо от своих политических симпатий и антипатий, всех участников развернувшейся в фильме драмы режиссер старается показывать правдиво и объемно. На то он и художник, а не политикан. Но героев в кадре много, экранного времени мало, подробно прорисовать всех персонажей не получается. Поэтому Быков пишет свое «батальное полотно» жирными, а зачастую попросту грубыми, торопливыми мазками. Тех, кто любит в кино полутона и оттенки, психологические нюансы, «Завод», боюсь, разочарует своей прямолинейной драматургией, лапидарной обрисовкой характеров.

Больше всего в фильме повезло Калугину, которого Андрей Смоляков играет сильным, умным, волевым, но и откровенно циничным человеком, которому плевать на нужды рабочих. Хуже прописан Седой (его играет харизматичный Денис Шведов), который из народного заступника, заводского Робин Гуда по ходу фильма внезапно превращается в провокатора, преследующего свои, не очень понятные ему самому (и нам) цели. И уж совсем туманными показались мне взаимоотношения Калугина и главаря охранников по кличке Туман (Владислав Абашин), хотя по признанию Юрия Быкова на пресс-конференции, именно эта линия была ему особенно интересна.

Несмотря на то, что режиссер долго готовился и упорно шел к своему фильму, в окончательном виде «Завод» смахивает на черновую сборку. В фильме много сюжетных неловкостей и неясностей, в частности, у многих журналистов вызвал вопросы мутный, скомканный финал. По жанру «Завод» зависает между социальной драмой и боевиком. Для драмы фильм недостаточно глубоко проработан, для боевика в нем слишком много длинных, отдающих литературностью разговоров. Вдобавок из-за заводского скрежета и грохота часть диалогов мне элементарно не удалось расслышать...

Но эти и другие недостатки «Завода» в значительной мере искупаются искренностью режиссера, отчаянной, диковатой энергетикой фильма, адреналиновым драйвом, который временами буквально хлещет с экрана. Самый несовершенный, как мне представляется, фильм социальной быковской трилогии обещает оказаться и самым кассовым его фильмом. «Завод» выходит на российские экраны тиражом 400 копий и уже приобретен 30-ю странами мира. Не так плохо для картины, которую хотели зарубить на корню.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5838
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4531
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?