Берлинале-2019: транзитная зона

В нынешнем официальном конкурсе российских фильмов нет. Фото: globallookpress.com
Зара Абдуллаева, спецкор «Труда», Берлин
Опубликовано 00:25 08 Февраля 2019г.

На одном из главных киносмотров мира – мало русских фильмов, но много русских тем


Вчера, 7 февраля, открылся 69-й Берлинский кинофестиваль. 2019-й — последний год почти двадцатилетнего правления Дитера Косслика, знаменитого директора Берлинале. При нем немало российских фильмов имели здесь успех — «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Под электрическими облаками» и «Довлатов» Алексея Германа-младшего, «Профайл» Тимура Бекмамбетова, целый ряд работ якутских кинематографистов. Косслика через год заменит директор фестиваля в Локарно, который прославился интересом к резким экспериментам в кино.

В нынешнем официальном конкурсе российских фильмов нет. Зато в программу «Форум» отобран «Мальчик русский» Александра Золотухина. Скудная информация об истории парня-добровольца, оказавшегося на фронте в 1916 году, где он потерял зрение и стал «слухачом», следящим за вражескими аэропланами, пока исчерпывает знакомство с проектом. В программу «Панорама» попал режиссерский дебют актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина «Кислота». Это портрет «миллениалов», горько свидетельствующих о том, «легко ли быть молодым». Визуальная бравада и внутреннее опустошение, депрессия и отсутствие смысла жизни, разочарования и тоска, доводящая до самоубийства, — вот далеко не полный список тем, разыгранных в этом молодежном манифесте.

Открыла Берлинале-2019 «Доброта незнакомцев» датчанки Лоне Шерфиг. В 2001-м эта постановщица покорила Берлин «Итальянским для начинающих», заслужившим приз зрителей и специальный приз жюри. Работы Шерфиг отличают крепкие эмоции, тонкий юмор, непривычные характеры. В новом фильме, действие которого, кстати, происходит в русском ресторане Нью-Йорка, завсегдатаи заведения пытаются найти способ выживания в зимнем мегаполисе. Персонажи, принадлежащие разным классам общества и находящиеся в разном психическом состоянии, надеются (не без успеха) на взаимную поддержку незнакомых людей.

Самые трепетные ожидания киноманов сфокусировались на фильме Ангелы Шанелек «Я была дома, но». Режиссер, вошедший в историю кино как икона «берлинской школы» (вспомним изумительную картину «После полудня» по чеховской «Чайке», показанную в программе «Форум» в 2007 году), реализовала загадочный замысел. Бесследное исчезновение тринадцатилетнего мальчика, который возвращается через неделю, сопровождается — во время его отсутствия — глубочайшими конфликтами. Мать и учителя тинейджера сталкиваются с неразрешимыми, можно сказать, экзистенциальными проблемами, уходящими за пределы собственно поиска пропавшего героя.

Еще один фильм, на который надеются любители и профессионалы кино — «Синонимы» израильтянина Надава Лапида, получившего в Локарно в 2011 году спецприз жюри за свой дебют «Полицейский». Теперь он обратился к собственному опыту, когда, будучи молодым человеком, отправился в Париж искать смысл жизни и свое в ней предназначение. Кстати, картина поначалу называлась «Маленький Робер» — так же, как карманный словарь, которым в ту пору пользовался Лапид.

«Мистер Джонс» польки Агнешки Холланд познакомит западных зрителей с советской повседневностью. Английский журналист (имеющий реального прототипа) отправляется в Москву, чтобы взять интервью у Сталина, но случайно знакомится с репрессивной политикой Советов, меняет планы и едет на Украину, чтобы свидетельствовать о Голодоморе. Вернувшись в Великобританию, герой пишет репортажи, смысл которых отрицает его коллега, влиятельный западный спецкор в Москве, ставший жертвой пропаганды. Однако Джонс не сдает принципы и, познакомившись с Джорджем Оруэллом, вдохновляет его своим рассказом на написание знаменитой книги «Скотный двор».

Фатих Акин, немецкий режиссер турецкого происхождения, возвращается в Берлин с фильмом «Золотая перчатка». 15 лет назад он получил «Золотого медведя» за картину «Головой об стенку» о жизни иммигрантов. Теперь экранизирует роман Хайнца Штрунка, основанный на реальной истории серийного убийцы в районе красных фонарей Гамбурга в 70-е годы. Зрелище, видимо, предстоит кровавое.

Знаменитый Франсуа Озон внесет в атмосферу Берлинале оттенок скандальности. Его фильм «С божьей милостью» расскажет о человеке, некогда совращенном священником, а спустя время узнавшим, что педофил мирно здравствует. Александр (так зовут героя) решается принять меры...

Таковы обещания. Чем они обернутся для зрителей — читайте на сайте газеты.




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?