ЛИЯ АХЕДЖАКОВА: Я ВСЕГДА ВЛЮБЛЯЮСЬ В ПАРТНЕРОВ

В дни спектаклей Лия Ахеджакова интервью не дает. - Как можно, - объясняет актриса, - разговаривать о чем-то, если вечером выходить на сцену?!

- Давайте тогда встретимся и побеседуем, когда спектакля нет.
- Но тогда я занята на репетиции - эти слова Лия произносит несколько даже виновато... Примерно как ее героиня в популярном фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман". Помните трогательную сцену в приемной, когда секретарша Верочка объясняет по телефону своему любимому, что сейчас "сделать ребенка" у них не получится, она ведь на работе?..
Ахеджакова вообще в жизни очень похожа на своих героинь: тот же "бьющий через край" темперамент, та же "активная жизненная позиция" и вместе с тем - незащищенность, ранимость.
- С какой из своих героинь, сыгранных в театре или кино, вы наиболее "адекватны? - спросила я у артистки, сумевшей-таки выкроить время для беседы с корреспондентом "Труда".
- Со всеми и - ни с одной! Что-то "от себя" привношу в каждую роль, без этого нельзя. Но чтобы в какой-то роли я была на 100 процентов... Нет, это надо тогда про меня лично писать пьесу!
- Тогда спрошу иначе: есть ли у вас из множества сыгранных любимая роль?
- В настоящий момент это роль в фильме Рязанова "Старые клячи". Съемки недавно закончились. Мы с девочками - Светой Крючковой, Ирой Купченко и Люсей Гурченко играли с удовольствием. Впрочем, как всегда у Эльдара Александровича. Но это не значит, что до конца жизни теперь только этот фильм и моя роль в нем будут для меня "самыми-самыми". Нет, над какой ролью работаю - ту и люблю. Причем всей душой, без остатка.
- Лия, а в повседневной жизни вам часто приходится играть?
- Нет. Люблю людей естественных и сама стараюсь, так сказать, соответствовать. Разве что в советское время, когда меня в театре выдвинули "по общественной линии" и приходилось ходить по высоким кремлевским кабинетам, хлопоча о квартирах коллегам, то иной раз, случалось, и сымпровизирую что-нибудь на тему о "трудной актерской судьбе".
- Недавно состоялась премьера спектакля, поставленного Валерием Фокиным по мотивам повести Николая Гоголя "Старосветские помещики". Мнения о нем самые разные: от восторженных до резко негативных. Многие зрители, как я убедилась в том и сама, со спектакля уходят, не принимая Ахеджакову, "которая не смешит". Вас это не смущает?
- Любой спектакль - немалый риск. Для меня, во всяком случае. Выходя на сцену, я всегда жутко волнуюсь. Неизвестно ведь, как все пойдет: у меня, у партнеров... В том спектакле с партнером очень повезло. Богдан Ступка такой молодец, он меня так поддерживал во время репетиций! Бывали моменты, когда я уже не могла ничего делать, не ладилась роль, руки опускались, в общем, все шло "не так". А Богдан Сильвестрович говорил: ничего, Лиечка, потерпи, сейчас получится! Помогал как мог. И вот спектакль вышел. Мне он очень дорог. Конечно, зрители, которые идут на него, должны быть подготовлены. Потом - это же не совсем Гоголь! Драматург Николай Коляда взял сюжет "Старосветских помещиков" и написал самостоятельную пьесу. Вы бы знали, как он горевал, прочитав в какой-то газете резкий отзыв о спектакле. Плакал! И я плачу, как Коляда, когда зрители уходят, не дождавшись окончания действия. Обидно! Но подобное в моей жизни уже бывало. Несколько лет назад мы показывали в Петербурге "Коломбину" по пьесе Людмилы Петрушевской в постановке Романа Виктюка. Спектакль состоял из четырех новелл. К началу четвертой зрители вдруг стали покидать зал. Демонстративно хлопали сиденьями, топали ногами. Было безумно тяжело. Но мы доиграли до конца. Уже покидая театр после спектакля, я попала на улицу в плотное кольцо поджидавших меня зрителей. Они хватали меня за руки и говорили: "Как же так, мы вас любим. А вы играете такую гадость!" Спустя некоторое время тот же спектакль в том же самом Питере был принят... на "ура". Вот так. Выводы делайте сами.
- Получается, что вы действительно человек рисковый, коль участвуете, как теперь говорят, в проектах, о которых загодя нельзя сказать, выигрышны они или нет, прибыльны или убыточны?
- Прибыль меня вообще волнует меньше всего. Мне либо нравится работать с тем или иным режиссером, над тем или иным спектаклем, либо не нравится, и тогда я от работы отказываюсь.
- Некоторые ваши коллеги добавляют при этом, что обязательно еще должны быть влюблены в партнера.
- Да, это одно из главных условий.
- За пределы сцены ваша любовь к партнеру когда-нибудь выходила?
- Я, честно сказать, очень влюбчива. Однако по-настоящему, глубоко любила... Нет, не скажу, сколько и кого. Не следует свое личное, интимное, выносить на страницы массовой газеты.
- Тогда поговорим о насущном. Политикой интересуетесь?
- Как все люди в нашей стране. Мне не безразлично, кто нами руководит и как.
- Сами участвовали или, может быть, собираетесь участвовать в предвыборной избирательной кампании?
- Никогда! Со стороны смотрю, пытаюсь анализировать, но не более того.
- Но многие артисты "ходят в депутатах", зарабатывая, вероятно, и деньги, и очки в копилку своей популярности.
- И пожалуйста, я за них очень рада. Особенно за тех, кому симпатизирую. Например, когда депутатом стал Олег Басилашвили, я очень этому радовалась. Он молодец, пробивной и оратор хороший.
- Такое слово, как "быт", вас не пугает?
- Я люблю готовить, стирать, убирать квартиру. Делаю это с удовольствием, когда есть свободное время. Беда в том, что времени очень мало. Хотя почему - беда? К счастью! Если я занята, значит, кому-то нужна. Искусство мое нужно...