03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПОКУПАТЕЛЬ

Несмотря на обилие товаров на прилавках, вскоре стало ясно, чего-то у нас все-таки не хватает.

Несмотря на обилие товаров на прилавках, вскоре стало ясно, чего-то у нас все-таки не хватает. Попадая, например, в Америку, начинаешь понимать - чего. В обществе потребления главный человек - потребитель. В обществе потребления товары и услуги - все для потребителя. У нас - все для того, кто продает и производит. И главный человек у нас - предприниматель. В этом я убеждаюсь, после командировки в США попав в наш магазин.
Внешне наши магазины от американских почти не отличаются, разве что оформлены поскромнее. Но так же, как у них, едва я вхожу в магазин, ко мне бросается продавец: могу я вам чем-нибудь помочь? Увы, на этом все сходство кончается. Помогать наши продавцы не приучены, и вины их в этом нет. Вся система торговли не позволяет им это делать.
Я собираюсь купить зеркало для ванной комнаты, захожу в фирменный магазин "Все для ванны". На вопрос продавца, чем он мне может помочь, показываю ему метр и объясняю: хотелось бы уточнить размеры выставленных образцов, потому что габариты моей ванны лимитируют выбор. Лицо продавца сразу вытягивается. Зеркала висят высоко под потолком. Разумеется, ни на одном размеры не указаны. Продавец говорит, то зеркало, которое я собираюсь покупать, он, конечно, снимет и даст возможность измерить, но снимать все подряд... Он разводит руками.
- А вкрутить лампочки в зеркальный светильник нельзя? - подкидываю я ему очередную задачку.
- У нас нет лампочек. А вы что, не видели, как горит лампочка?
Разумеется, я видел, как горит лампочка. Но сначала хотел бы понять: нужно ли мне зеркало с лампочкой. Нашего продавца это объяснение явно удивляет, и он мне объясняет, что они торгуют зеркалами, а лампочки продаются в любом магазине электротоваров. Между прочим, в американских магазинах, где я был в канун Рождества, чтобы привлечь покупателя, гирлянды лампочек вешали на стенах, в витринах - везде, где их только можно было воткнуть. У нас ни в одном магазине, торгующем зеркалами, обнаружить лампочку мне не удалось. А когда я сказал, что негоже продавать испанские зеркала стоимостью 100-200 долларов и экономить на "спичках", то есть лампочках, мне тут же объяснили, что испанцы поставляют зеркала без ламп. Подобного рода безразличие к покупателю - отличительная черта нашей торговли. Естественно, покупатель отвечает им тем же - уходит из магазина, ничего не купив.
Рядом с магазином для ванн продается обувь. Захожу. Увидев, что я заинтересовался сапогами, продавщица немедленно предлагает мне помочь.
- Какой у вас размер?
Я называю размер, и у нее сразу пропадает ко мне интерес. Оказывается, 39-го размера у них в магазине нет. Вообще! На витрине выставлено десятка полтора моделей. И каждая в лучшем случае представлена двумя-тремя размерами.
Коммерческий директор фабрики "Парижская Коммуна" Сергей Климов на вопрос, почему они не выпускают обувь 39-го размера, поясняет, что на маленькие (подростковые) размеры торговля не дает заявок. На них спрос ограниченный. Торговля считает, что нет смысла вкладывать деньги в продукцию, которая реализуется не сразу. Это невыгодно. А в Америке "невыгодно" проявлять неуважение к потребителю. Если какая-то обувь остается, в этом случае появляется надпись - "клиренс" (подчистка). "По клиренсу" даже очень хорошие туфли можно купить за полцены. Это своего рода извинение магазина, который не может предоставить потребителю весь размерный ряд, и вынужден, если нужного размера нет, беспомощно развести руками. Чтобы потребитель не обижался, остатки (а как еще назвать такого рода торговлю) у них продаются с большой уценкой.
Не будет преувеличением сказать - в американских магазинах существует культ личности покупателя. На каждом шагу ему предлагают попробовать новый соус (разумеется, с кусочком курятины или свинины), выпить чашечку кофе или чая, отведать новые пироги или пиво. И все это, конечно же, бесплатно. У нас теперь тоже предлагают, но далеко не на каждом шагу. Ну, и, конечно же, там никому в голову не придет сделать туалет в супермаркете платным. У нас зачастую не приходит в голову в магазине или на бензоколонке его вообще соорудить. Хотя здесь прямой расчет легко просматривается. Человек, которому потребовалось в туалет, заходит в магазин, и, возможно, что-нибудь купит.
Я вовсе не хочу сказать, что культ личности покупателя в Америке абсолютно бескорыстный. Корысть, расчет, безусловно, есть. Но пусть бросит в меня камень тот, кому не понравятся ослепительно чистые туалеты супермаркетов. И если вы думаете, что обстановка не влияет на поведение покупателя, то вы ошибаетесь. Как свидетельствуют социологические опросы, многие женщины ходят в супермаркеты, чтобы пообщаться с продавцами. Им нравится быть объектом повышенного внимания.
Еще одна психологическая новинка общества потребления - система возврата товаров. У нас продавец изо всех сил уговаривает покупателя померить кофточку или юбку. В Америке предлагают "померить" дома. Если не понравится - вернете. И ничего объяснять при этом никому не надо.
У нас в отдельных случаях могут принять товар обратно, если на то есть уважительные причины. У них не нужны никакие причины. Передумал - приезжай и получи деньги обратно. Причем, вернуть купленное можно даже по истечении гарантийного срока, если товар оказался некондиционным. У нас, даже в случае явной вины производителя, в лучшем случае вам придется потратить массу времени и сил, чтобы доказать, что вас обманули.
...Когда в 1968 году в Чехословакии правительство Дубчека заявило, что строит социализм с человеческим лицом, нашим руководителям вторая часть очень не понравилась. Понятное дело, против социализма никто не возражал. Но к новому выражению лица не могли привыкнуть. Теперь, когда мы пытаемся строить капитализм и создать общество потребления, у нас возникают проблемы. Нет, не с капитализмом. С его лицом. Человеческие лица у нас по-прежнему не в чести. Поэтому общество потребления мы никак создать не можем. Потребители мешают.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников