Отечественная медицина давно стала притчей во языцех. Мало найдется россиян, которые рискнут отправиться на прием к врачу с пустыми руками. Без "конверта" рассчитывать на участливое отношение к себе больному не приходится. С другой стороны баррикад - с точки зрения руководителей регионов - медицина представляется чем-то вроде черной дыры: сколько бюджетных денег в нее ни вложи, все мало. На языке экспертов это называется - непрозрачность и отсутствие единого подхода к оказанию бесплатной медицинской помощи. Удивляться такому положению дел не стоит: в целом по стране бесплатная медицина финансируется всего на 70 процентов. Каждый регион выкручивается как может: те, кто побогаче, оплачивают лечение всем, включая пенсионеров. Бедные ограничиваются лечением трудоспособного населения.
Но даже эти деньги расходуются неэффективно: стоимость комплексного лечения одной и той же болезни - скажем, ревматизма или насморка - в разных субъектах отличается очень существенно. А во что обходится общепринятая практика - положить пенсионера с простыми "амбулаторными" заболеваниями в стационар? С одной стороны, дело благое: в больнице старика хоть подлечат бесплатными лекарствами, если, конечно, таковые имеются. Но с другой... Стационарное лечение - самый дорогостоящий вид медицинских услуг. В Межрегиональном союзе медицинских страховщиков подсчитали, что только в Москве за прошлый год на подобную "благотворительность" угрохали столько денег, что их хватило бы на раздачу бесплатных лекарств миллиону (!) пенсионеров.
Реформа вводит единые расценки на медицинские услуги. Уже к декабрю Минздрав составит список заболеваний, которые можно будет лечить бесплатно. К каждому пункту списка приложат своеобразную "инструкцию" - перечень необходимых процедур, которые обязан назначить врач, плюс расценки на них. Благодаря этому вам не "впарят" неоправданно дорогостоящего лечения. А сам пациент будет точно знать, на какую сумму он "наболел". В список не войдут "социальные" заболевания вроде ВИЧ, наркомании, туберкулеза - их профилактика и лечение, как и раньше, будут финансироваться из федерального бюджета. Равно как и служба скорой помощи, станции переливания крови, сельские фельдшерские пункты.
Пока неясно, во что обойдется индивидуальная медицинская страховка. Чтобы уточнить это, Пенсионный фонд в течение 2003 года проведет "натурные испытания" новой модели ОМС - но только в 16 регионах (пока известно лишь об участии Тамбовской и Белгородской областей) и только на одной группе граждан - неработающих пенсионерах. На каждого пенсионера фонд перечислит в регионы 525 рублей, столько же доплатят из местного бюджета. Таким образом, стоимость годовой страховки составит 1050 рублей, сейчас на эти цели регионы тратят в среднем 350 рублей в год. Не исключено, что после эксперимента ее пересмотрят. В 2004 году финансировать ОМС будет уже не Пенсионный фонд, а федеральный бюджет.
Если реформа пойдет гладко, то потребует дальнейшего расширения "медицинской" законодательной базы. В частности, предполагается принять закон о защите прав пациента и закон о страховании профессиональной ответственности врача. Это поможет разрешать претензии к некачественному лечению в судебном порядке.
Правда, остается открытым вопрос об источниках финансирования. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, одного из разработчиков реформы, "лишние" деньги могут найти, повысив акцизы на алкоголь и табак". Принципиально решено одно - централизация налогов, собираемых в фонд ОМС. Сейчас в него идет 3,6 процента единого социального налога (ЕСН), но большая часть этих денег оседает на местах. В Москву направляется всего 0,2 процента - для выравнивания дисбаланса между регионами. После реформы центр будет забирать от 1,3 до 1,5 процента ЕСН и самостоятельно перераспределять средства. Кроме того, деньги "сверху" пойдут лишь в те регионы, которые выразят согласие финансировать местное ОМС "на паях" с центром.