СЕГОДНЯ МЯТЕЖ, ЗАВТРА ВОССТАНИЕ?

Складывается впечатление: то, что сейчас происходит в Ираке, - это в большей мере "разборка" внутри шиитской общины. Когда американцы вошли в Ирак, они рассчитывали на содействие курдов и шиитов, которые подавлялись Саддамом Хусейном. Так оно и было поначалу, но по мере развития событий выяснилось, что у шиитов имеются свои проблемы и интересы. Их лидеры начинают бороться за то, чтобы доминировать в шиитской общине. А она составляет до 60 процентов населения страны.

По моему мнению, в эпицентре нынешних событий - борьба за влияние среди шиитов в основном между двумя лидерами - великим аятоллой Али Систани и молодым имамом Муктадой Садром. Ему 31 год, он честолюбив и харизматичен, общается с Тегераном, говорит, что у него связи с "ХАМАСом" и "Хезбуллой", он называет себя их "карающей рукой".
Естественно, в борьбе за лидерство Садр ориентирован на сопротивление американцам и потихоньку его разворачивает. Однако, уверен, его конечная цель - руководство всей шиитской общиной. Если это произойдет, то он возглавит весьма влиятельную и относительно независимую политическую силу в Ираке. Если сегодня для него антиамериканизм - по большей части средство, тактический маневр, то позднее он может прочно оседлать этого конька. А поскольку все это происходит на земле, очень богатой нефтью, то руководящая группировка в шиитской общине приобщится к этому пирогу и получит весьма значительные материальные дивиденды.
Во что это выльется, сказать трудно. Говорят, это восстание. Возможно, эти выступления действительно перерастут в восстание. Не следует исключать какого-то компромисса. Но совершенно очевидно, что это, удар по коалиции, которая прилагает огромные усилия, чтобы стабилизировать обстановку. Тем более что антиамериканизм Садра нарастает в преддверии передачи власти в руки самих иракцев и формирования национальных органов власти. Последние же события показывают, что, видимо, полностью передавать власть американцы не будут. Скорее всего, уровень американского военного присутствия сохранится где-то в пределах 110 - 120 тысяч плюс силы коалиции.
Ситуация складывается весьма сложная. Выходить оттуда американцам и коалиции нельзя. Мало того, что обрушится Ирак со всеми вытекающими региональными последствиями. Это будет воспринято в мире как победа радикального ислама. Дескать, мы побили вас в Мадриде, угрожали "достать" в Варшаве, а теперь выкинули из Ирака. Все это американцы, безусловно, учитывают.