ДЕЛО О ПЯТИ ПРОЦЕНТАХ
По сообщениям ряда СМИ, в ближайшее время правительство и налоговики займутся налогами, которые платят табачные компании.
По мнению ряда производителей табака, в результате табачный рынок ждут куда более серьезные потрясения, чем очередное подорожание, поскольку изменения могут коснуться самой системы табачных акцизов. Сегодня, напомним, компании платят акциз по смешанной ставке. Она состоит из фиксированной суммы налога (60 рублей за тысячу сигарет с фильтром и 19 рублей - за тысячу сигарет без фильтра) и 5% от отпускной цены пачки сигарет. До 2003 года табачники платили акциз по так называемой многоуровневой ставке: в нее входила строго фиксированная сумма за тысячу сигарет, разделяемых на классы.
Сегодня же звучат предложения не просто вернуться к фиксированной ставке за 1000 сигарет, но и не делить их на классы. То есть сумма акциза в цене пятирублевого "Друга" и сорокарублевого "Парламента" будет одинакова. Именно такую систему предлагает, в частности, ввести швейцарское руководство компании Филипп Моррис. Как опасаются наблюдатели, реализация этих предложений ведет просто к монополизации рынка одной табачной компанией, а государство, приняв специфическую систему, будет вынуждено спонсировать производимые этой компанией дорогие сигареты. Тем не менее поддержку такие предложения нашли у некоторых российских сенаторов и, как ни странно, в Счетной палате.
Как уже сказано, дело не только в подорожании сигарет, хотя, например, по мнению главы "Булгартабак-холдинга" Вячеслава Подопригора, все это приведет к тому, что цены на табак увеличатся, как минимум, на 20%. Проблема в том, что акцизные эксперименты могут вовсе ликвидировать дешевые сигареты как класс.
Как считает депутат Государственной Думы Иван Саввиди, и сейчас ситуация с акцизом далека от идеала: доля акцизного налога для производителей дорогих сигарет составляет лишь около 4-5%, а цена дешевых сигарет включает в себя до 40% акциза. Ну а уж если полностью перейти на специфическую систему, то на рынке останутся 4-5 крупных транснациональных компаний, а отечественные производители попросту разорятся.
Впрочем, для российского потребителя проблемы табачного бизнеса не так уж интересны, гораздо важнее для них то, что привычные им марки сигарет либо вовсе исчезнут, либо существенно подорожают.
НЕВЫНОСИМАЯ ДЕШЕВИЗНА
Для потребителя в данном случае разницы никакой: что подорожание, что дефицит - все плохо.
Что же будет дальше? Отрасль давно страдает кризисом перепроизводства, и многие фабрики уже сейчас прекращают свою деятельность. Так, за истекший год закрылось два предприятия - фабрика "Новость" (Курск) и Астраханская ТФ. Еще на двух - Прокопьевской ТФ и фабрике "Елецкий табак" - начаты процедуры банкротства. Сократил производство и ростовский гигант "Донтабак". Закрытие предприятия, как известно, ведет к появлению безработных. А если фабрика, как это нередко случается, является градообразующей?
Далее, с рынка исчезают дешевые сигареты. Как реагирует на это потребитель, объяснять излишне. Ему недосуг вникать в тонкости экономики, он видит, что "Космос" или сигареты "Друг" исчезли с прилавков, а потом вновь появились, но уже совсем по другой цене. На этом этапе многие оптимистически настроенные борцы с курением делают радужные прогнозы. Мол, если сигареты станут дорожать, то часть граждан завяжет с вредной привычкой. На сей счет в СМИ уже ходит такой анекдот: "Папа, а если "Прима" будет стоить не 5 рублей, а 10, ты будешь меньше курить?" - "Нет, сынок, это ты будешь меньше есть".
Ну а если серьезно, то, по оценке экспертов московского Центра по профилактике и лечению табакокурения, даже незначительное повышение цены может подтолкнуть небогатого провинциального курильщика, особенно из провинции, на переход к более дешевым сигаретам, особенно без фильтра, а это уже гораздо опаснее для здоровья.
Ну и, наконец, если кто-то думает, что исчезновение "легально" дешевого табака приведет к тому, что гражданам будет негде купить сигареты по привычной им цене, то он глубоко ошибается. Если сейчас, по данным МВД, доля контрафактной продукции не столь значительна, то в случае акцизной "реформы" ее доля может возрасти в десятки раз. Как показывает пример Украины, где некоторое время назад действовала подобная система сбора акцизов, доля контрабанды и контрафакта может достигать 30%.
Понятно, что если освобождается ниша дешевого табака, спрос на который исчисляется десятками миллионов российских граждан, то этот сектор найдется кому занять. Подпольщики налогов государству не платят и за качество не отвечают. Вот и выходит, что все рассказы о пользе табачных новаций никак не согласуются с реальной жизнью. В действительности же не будет ни налоговой прибавки, ни благополучного рынка. Однако есть все основания полагать, что многие граждане перейдут на "паленый" табак непонятного качества.