09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"МЕЩАНЕ" НА ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКЕ

Лебедина Любовь
Статья «"МЕЩАНЕ" НА ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКЕ»
из номера 061 за 08 Апреля 2005г.
Опубликовано 01:01 08 Апреля 2005г.
Сегодня "Золотая маска" - не просто фестивальный центр, проводящий раз в году смотр лучших спектаклей России, но и ассоциация, учредителем которой стал бывший директор фестиваля Эдуард Бояков. Театральный форум - лишь часть ее обширной программы, в которой предусмотрены и гастроли призеров по городам России. Таким образом, "Золотая маска" не только будет пропагандировать творческие достижения деятелей сцены, но и ломать стереотип "чеса", сложившийся у провинциальных зрителей из-за нашествия скороспелых антреприз.

Нынешняя афиша "Золотой маски" весьма разнообразна, особенно приятно удивляет количество опер, оперетт, мюзиклов, кукольных представлений, как будто представители этих видов искусства хотят взять реванш за упущенные 10 лет. Что же касается драмы, то пока здесь особых открытий нет, есть отдельные добротные спектакли, не более того. По крайней мере московская программа, состоящая из уже известных постановок Камы Гинкаса ("Скрипка Ротшильда", ТЮЗ), Юрия Бутусова ("Ричард III", "Сатирикон"), Кирилла Серебренникова ("Мещане") и Миндаугаса Карбаускиса ("Дядя Ваня", оба во МХТ имени Чехова), а также Юрия Погребничко ("Лестничная клетка", театр "Около дома Станиславского"), вызывает массу вопросов. В первую очередь хочется спросить у этих художников: какую же систему творческих ценностей вы исповедуете, на какого зрителя работаете?
Кроме Юрия Погребничко, в этой команде нет ни одного руководителя театра, если не считать Каму Гинкаса - мужа Генриетты Яновской, второго руководителя ТЮЗа, поэтому каждый из представленных режиссеров, зачастую не считаясь с традициями конкретного коллектива, использует артистов в совершенно чуждом для них направлении. К примеру, если сравнивать два спектакля во МХТ - "Мещане и "Дядя Ваня" (о которых газета "Труд" уже писала), то видно, с каким трудом старая мхатовская гвардия "впрыгивает" в режиссерский рисунок Серебренникова, грубо осовременившего пьесу Горького, и насколько комфортно она чувствует себя в постановке ученика Петра Фоменко.
Думаю, что и Олег Табаков, блистательно исполнивший роль Серебрякова в этом спектакле, в качестве актера охотнее участвует в тех театральных проектах, где он предстает как творческая личность, а не как художественный знак. В то же время как худрук МХТ он привечает модных авангардистов на своей сцене, считая, что за ними будущее.
Никто не спорит: художественные традиции необходимо обновлять, но когда в погоне за модой выплескивают дорогого театру "ребенка", то эти новации оборачиваются творческими потерями для коллектива. Не потому ли сегодня истинный праздник на сцене стал такой редкостью, а зрители нередко просто засыпают на спектаклях?
Этого никак не могу сказать по поводу питерского "Дон Жуана", представленного на "Золотой маске" сразу в трех номинациях: лучший спектакль, лучшая режиссерская работа, лучшая мужская роль. И дело тут не только в выгодной теме: дескать, кому же сегодня не захочется увидеть проделки Дон Жуана, с легкостью соблазняющего как простушек, так и эмансипированных дам и выходящего сухим из воды, а в том, что Александр Морфов (прижившийся иностранец в России, уже год возглавляющий питерский театр имени Комиссаржевской) умеет создавать на сцене атмосферу насыщенной жизненной энергии, озорно и смело рассказать о вполне земных, природных инстинктах человека. Его Дон Жуан в исполнении обаятельного, брутального Александра Баргмана хочет взять от жизни все: красоту, наслаждения, остановить прекрасные мгновения. Он живет одним днем и не заглядывает вперед, не потому что неумен, - просто жизнь коротка и молодость быстро проходит. Не случайно этот спектакль своими корнями уходит в диониссийские действа, где женщины и мужчины пьянеют скорее не от вина, а от солнца, моря, улыбок, песен, танцев. Вообще-то, как это ни покажется странным, суровый климат северной столицы в постановках питерских режиссеров, похоже, способствует юмору.
Спектакль Андрея Могучего "Pro Турандот" (в переводе с латинского означает "Перед Турандот") из театра "Приют комедиантов" представляет могучий сплав комических этюдов на тему знаменитого сюжета пьесы Гоцци, в которой прекрасная и коварная Турандот, ненавидящая мужчин, устраивает им экзамены на сообразительность. Тот, кто не отгадывает ее загадки, отправляется на виселицу. Видимо, эта отъявленная феминистка настолько достала режиссера, что он решил "сочинить" пародию-триллер на романтическую сказку. С одной стороны, этот китч действует угнетающе, да и кому могут понравиться отрубленные головы, орудия пыток, остроконечные колпаки инквизиторов, а с другой - что может быть смешнее, чем изображение артистами жертв любовной "лихорадки"? Так, принц Калаф - не кто иной, как "совковый" интеллигент, которому сколько ни тверди, что среди женщин случаются стервы, он все равно будет тупо добиваться расположения вздорной эмансипе, приближая час своей кончины. Поэтому Андрей Могучий смеется над глупыми мужиками, которые не могут разглядеть за красивой внешностью женщин их внутренней сути. Да и красота, по его убеждению, тоже не способна спасти мир, если она не одухотворена. Ведь пока Турандот не полюбила, она сеяла смерть вокруг себя.
Я не знаю, как авторитетное жюри "Золотой маски" оценит эти спектакли, но я знаю точно: помимо четко выверенной режиссерской концепции в этих спектаклях есть живой нерв современности, прекрасный актерский ансамбль, а самое главное - вера в добро. А без них нынешний театр мертв.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников