ГУБЕНКО ПОСТАВИЛИ МАТ

Темой недели для депутатов Мосгордумы стала борьба с матерщиной. Копья ломали вокруг инициативы некогда министра культуры СССР Николая Губенко. Нынешний народный депутат Губенко предложил внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), и приравнять брань к мелкому хулиганству.

По мнению Губенко, любая ненормативная лексика унижает человеческое достоинство. Это, уверен депутат, особенно актуально сейчас, когда многие СМИ, книгоиздания, теле- и кинопродукция, театральные постановки пропитаны блатным фольклором, пропагандой криминала, порнографией, загрязнены матом, жаргонными словами. Коллеги по цеху предложение не поддержали - "за" проголосовали лишь 8 из 35 депутатов.
- Большинство, согласившись с идеей законопроекта, в итоге дали от ворот поворот, - говорит Николай Губенко. - Возможно, не последнюю роль сыграла партийная неприязнь: коммуниста не поддержим, и все! Или испугались, что новый закон ударит по самим депутатам. Ведь и здесь некоторые не прочь употребить крепкое словцо.
Впрочем, народные избранники не отказались от борьбы за чистоту языка. Свой законопроект готовят депутаты из фракции "Единая Россия". Интересно, что единороссы предлагают приравнять употребление ненормативной лексики в СМИ, литературных и театральных произведениях к пропаганде нацизма и, возможно, ввести за него уголовное наказание.
- Статья КоАП, которую предлагает изменить Губенко, и так работает. Ее новая редакция ничуть не уменьшит нецензурщину в театрах или СМИ, - считает председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Артист в ответ на претензии пошлет... к сценаристу, а сценарист отправит к какому-нибудь классику. Кстати, Платонов особо подчеркнул, что в самой Мосгордуме мата он не слышал.
Между тем эксперты считают, что депутаты в запале смешали в кучу разные понятия.
- Ненормативная лексика - это исключительно мат, - говорит доктор филологических наук ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН Раиса Розина. - Он действительно является очень серьезным оскорблением, поскольку задевает чувства человека к матери. Жаргон - это язык определенной социальной группы: наркоманов, заключенных, проституток или, скажем, автомобилистов, пользователей интернета... И совсем уж напрасно в разряд ругательств занесен сленг. Сленгом называются слова, которые хорошо знакомые друг с другом люди используют в ситуации непринужденного общения. Вот, например, недавно вице-спикер Госдумы Любовь Слиска предложила наказывать за "фанеру". Все поняли, что речь идет о певцах, поющих под фонограмму. А ведь Любовь Константиновна употребила самый настоящий сленг.
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА СЛОВА
Василий АКСЕНОВ, писатель:
- Я убежден, что русский мат способен обогатить произведение, но может и разрушить. Все зависит от чувства меры и от разных других причин, еще плохо изученных теорией прозы. Я недавно перелистал роман "Московская сага". И задумался над двумя вещами. Как много в экранизации потеряно интересных линий и образов. Авторы сериала почему-то до конца не использовали заложенные в моей прозе кинематографические возможности. Но в то же время мне показалось, что я там перещеголял с матом. Слишком часто мои герои позволяют себе лишнего в выражениях. Однако поразмыслив, я понял, в чем дело. Когда ты пишешь о тех временах, ты невольно поглощен той стихией, и она не дает тебе соврать или залакировать что-то неприглядное. А язык тех лет возник под влиянием двух мощных институтов той жизни - лагеря, через который прошли десятки миллионов людей, и армии, в которой служил почти каждый мужчина. Вставляя в уста того или иного героя матерное слово, я не стремлюсь шокировать публику, это всего лишь изобразительное средство.
Вопрос от "Труда" Сергею ЮРСКОМУ, народному артисту России:
- Сергей Юрьевич, в моноспектакле "Домашние радости", основанном на ваших собственных текстах из одноименной книги, нередко встречается ненормативная лексика. Как вы себя чувствуете, когда произносите со сцены "непечатные" слова?
- Я себя чувствую в характере, в образе. Для меня "Домашние радости" - это свободный разговор со зрителем, где есть вступление, комментарии и собственно актерская игра. Грубость или матерщина в жизни для меня не просто омерзительны, я считаю их крайне опасными. Они нарушают равновесие человеческого существования. Но вообще речь изменилась, и без некоторых слов современный человек не обходится. Как, допустим, мой персонаж в пьесе чешского драматурга Павла Когоута "Нули" в постановке МХАТа не может обходиться без грубости. Что тут скажешь - таков изображаемый автором социальный слой. Эта проблема требует серьезного анализа и отдельного разговора.