Виталий Петров: «Вкус шампанского на подиуме забыть невозможно»

Пилот Формулы-1 — об историческом успехе, своем болиде и планах на сезон

Сегодня стартует второй этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 — Гран-при Малайзии. «Труд» побеседовал с бронзовым призером первого этапа в Австралии — пилотом «Лотус-Рено» Виталием Петровым.

«Мне надо привыкать к хорошему»

— Виталий, давайте сначала вспомним ваш триумф. Было заметно, как вы волновались на подиуме. Не ожидали от себя такого результата?

— Безусловно, это было очень неожиданно. На последних кругах гонки, когда стало понятно, что я иду в тройке лидеров, приходилось постоянно отгонять от себя эту мысль, думать исключительно о гоночной ситуации, беречь колеса и показывать необходимый темп. Конечно, когда первый раз заезжаешь на подиум, еще не знаешь всех правил игры и чувствуешь себя немного не в своей тарелке. Так же было и на пресс-конференции после гонки. Но ничего, надо привыкать к хорошему.

— Приходилось слышать, что накануне сезона атмосфера в «Лотус-Рено» была довольно напряженной, ведь в межсезонье команда столкнулась с рядом серьезных проблем. После подиума в Австралии отлегло?

— Думаю, что это важный подиум, потому что вся команда теперь взбодрилась. Мы смотрим в будущее с хорошим настроением, с энтузиазмом. Это говорит о том, что вся работа, которую мы выполнили в межсезонье, была сделана не зря.

— В прошлом году вы ехали, что называется, с листа, а сейчас гоняете по уже знакомым трассам. В Мельбурне этот фактор сыграл вам на руку?

— Это очень важный фактор. Как минимум 25–30% всей совокупности езды относится к знанию трассы. Конечно, по трассе, которую уже знаешь, ехать гораздо легче. Хотя трек в Мельбурне по сравнению с прошлым годом немного изменился. В некоторых местах там перестелили асфальт, а в некоторых, напротив, оставили прежний. Особенно первый поворот отличался своей бугристостью и неровностью. В прошлом году практически все трассы были в новинку, поскольку до этого я никогда не ездил в Формуле-1. Надеюсь, в этом сезоне будет гораздо легче.

— Что было самым сложным для вас в первой гонке сезона?

— Однозначно старт. Пришлось пойти на риск и в первом повороте протискиваться буквально в бутылочное горлышко. Были опасения, что гонка прямо тут и может закончиться.

— А самым запоминающимся?

— Вкус шампанского.

«Мы не враги с Алонсо»

— В прошлом году вы обошли чемпиона мира Фернандо Алонсо в принципиальной гонке в Абу-Даби, сейчас не пустили его на подиум в Мельбурне. Похоже, вы становитесь для испанца врагом номер один.

— Я не придаю этому никакого значения. Он для меня всего лишь соперник, ничем не отличающийся от остальных 22 соперников, с которыми мы выходим на трассу.

— Как проходит ваше общение с испанцем?

— Мы постоянно общаемся. У нас абсолютно нормальные рабочие отношения. Мы боремся на трассе, а вне ее никаких сражений и никакой личной неприязни нет.

— В болиде «Лотус-Рено» произошло серьезное обновление по части аэродинамики. Первая гонка подтвердила ожидания от новинок?

— Полностью подтвердила! Их нельзя было проверить все целиком во время тестов. Каждый аэродинамический элемент, над которым мы работали, проверялся отдельно. Причем в условиях секретности, потому что на тестах команды не показывают друг другу все свои новшества. В полной мере их удалось показать только в Австралии, и они хорошо себя проявили. Мы ждем новых обновлений уже во время этапа в Малайзии.

— Насколько существенные недоработки были выявлены?

— Это рабочий процесс. От гонки к гонке происходят обновления. Машина не используется в том виде, в каком она есть, на протяжении всего сезона. Для каждого Гран-при готовится абсолютно новый автомобиль.

— В доводке болида важен тандем пилота и гоночного инженера. Можете ли похвастаться взаимопониманием со своим инженером Айо Комацу?

— Да, я очень доволен работой с Айо. Мы сработались еще в прошлом году. Думаю, это замечательно, что мы одинаково смотрим на какие-то глобальные вещи. Конечно, у нас бывают разногласия в некоторых моментах, но все они решаются в рабочем режиме. В какой-то степени наши отношения можно назвать дружескими.

— В отличие от некоторых других пилотов вам понадобилось всего два пит-стопа. Значит ли это, что вы вполне приспособились к новым шинам Pirelli?

— Мы не ожидали, что шины будут настолько хорошо себя вести. По ходу предсезонных тестов было много нареканий, и похоже, что в Pirelli прислушались к нашим замечаниям и сделали конкурентоспособную резину.

«Самое приятное — видеть на трибунах российcкие флаги»

— По вашим ощущениям, в этом году российских болельщиков в Мельбурне было больше, чем в прошлом?

— Они в принципе появились. В прошлом году их там просто не было. Даже приехала большая делегация от наших спонсоров, что было очень приятно. Всегда приятно видеть на трибунах российские флаги.

— Поздравили ли вас с успехом партнеры Ник Хайдфельд и Роберт Кубица?

— От Роберта мой менеджер Оксана Косаченко получила эсэмэску с поздравлением. А Ник, конечно же, поздравил меня сразу, как только я вернулся в гараж после подиума и пресс-конференции.

— Каким был ваш график между Австралией и Малайзией?

— После гонки мы сразу полетели в расположение команды в Британии. Нам с инженером необходимо было два-три дня, чтобы поработать и подготовиться к Гран-при Малайзии и Китая, потому что они идут подряд, друг за другом. Потом я взял три дня отпуска и слетал на Канары к друзьям. Затем в понедельник полетел в Малайзию. Нужно было акклиматизироваться. Кроме того, тут запланированы различные пиар-мероприятия, потому что один из спонсоров нашей команды — компания «Лотус» — принадлежит малайзийскому производителю Proton.

— Реально ли добраться до подиума в Малайзии?

— Я не думаю об этом — стараюсь просто хорошо делать свою работу.

— Как оцените сложность малайзийской трассы?

— Тут не столько сложна сама трасса, сколько погодные условия — всегда очень жарко и высокая влажность. А пару лет назад, помню, на трассу обрушился настоящий тропический ливень.

— После австралийского успеха руководство «Лотус-Рено» не обращалось с предложением улучшить вам финансовые условия?

— Для того чтобы их улучшить, они в принципе должны быть. Заработной платы, равно как и премиальных, по моему контракту не предусмотрено. А вообще лучше задать эти вопросы моему менеджеру Оксане Косаченко — она ими занимается.

— Букмекеры после Гран-при Австралии повысили ставки на то, что вы выиграете чемпионат. Что скажете о своих шансах на успех в сезоне?

— Я реально оцениваю возможности своей машины. И, самое главное, нельзя недооценивать соперников. Поэтому планку, которую я для себя поставил, — попадание в Топ-10 — поднимать не собираюсь.

Цифры

Досье «Труда»

Виталий Петров, автогонщик

Родился 8 сентября 1984 года в Выборге.

Карьеру успешно начал в «Кубке Лады», в сезоне 2001 года набрал максимальное количество очков. Позже выступал в Формуле-3000, Формуле-1600 и GP2, многократно побеждая на этапах. С 31 января 2010 года является пилотом команды «Рено» в Формуле-1.

Достижения: первый и пока единственный российский гражданин, когда-либо выступавший в гонках Формулы-1. Л-учший результат в 2010 году — пятое место в Гран-при Венгрии. В марте 2011 года занял третье место в Гран-при Австралии.