Виноваты пилоты: МАК рассказал, почему разбился «Боинг» под Ростовом

Рассогласование действий экипажа привело к сбою управления и «энергичному снижению» лайнера: он врезался в землю под углом в 60 градусов на скорости 300 км/ч

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительные итоги расследования причин крушения «Боинга-7372, разбившегося под Ростовом-на-Дону 19 марта текущего года.

Выводы комиссии подтвердили предположение о том, что лайнер погиб из-за несогласованных действий пилотов, пытавшихся увести борт на третий круг над аэропортом в условиях штормовой погоды. Причиной «энергичного снижения» самолета стала одновременна отдача штурвала от себя и отклонение стабилизатора на пикирование, говорится в сообщении комитета.

Штормовые ножницы

Сразу после начала расследования эксперты выдвинули три гипотезы о причинах, приведших к трагедии. По одной из них, самолет стал жертвой неудачного маневра и очень сильного ветра: «Порывистый ветер, который был в ту ночь в Ростове, особенно на 600 метров – это как воздушные ножницы, которые могут переломать любой самолет и вывести из строя систему управления», – прокомментировал версию заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Специалисты предположили, что во время разворота сильный порыв ветра наклонил лайнер, столкнув его в штопор, а высота, на которой в тот момент находился «Боинг», оказалась слишком малой, чтобы экипаж успел выправить ситуацию.

Первичная расшифровка информации бортовых самописцев – так называемых «черных ящиков» - показала, что на расстоянии около трех километров от ВПП командир судна обнаружил, что самолет идет намного ниже глиссады – расчетной траектории снижения. Спасая ситуацию, пилот взял руль на себя. Однако маневр был произведен слишком резко: лайнер устремился практически вертикально вверх, плоскость крыльев вышла на критический угол атаки, заняв положение, при котором набегающий поток воздуха не создает подъемной силы. При этом двигатели 70-тонного лайнера не смогли вытянуть его, и машина сорвалась в задний свал.

Наконец, эксперты не исключали, что лайнер погиб из-за замерзания руля высоты.

«Не волнуйся, тяни!..»

Расшифровка переговоров пилотов дала больше информации, подтвердив и дополнив одну из рабочих гипотез. По уточненным данным, основной причиной авиакатастрофы стали рассогласованные действия летчиков по спасению машины.

Поняв, что «Боинг» уходит в задний свал, экипаж должен был принять решение за доли секунды. К несчастью, каждый из пилотов нашел свой выход из опасной ситуации. Один вывел двигатели на режим взлета, стремясь придать машине горизонтальное ускорение и вновь поставить ее крылья на набегающий поток воздуха; другой же предпочел работать рулями, изменяя пространственную ориентацию лайнера с тем, чтобы самолет смог спланировать.

Бортовой компьютер получил множество противоречивых команд. В результате лайнер резко клюнул носом, при этом его двигатели вышли на форсаж, с огромным ускорением отправив самолет в землю. О профессионализме летчиков говорит тот факт, что за несколько секунд до удара о землю они начали действовать синхронно, однако высоты для спасения машины и пассажиров уже времени не хватило. Лайнер врезался в землю под углом в 60 градусов на скорости около 300 км/ч.

Эту версию подтверждает расшифрованная запись переговоров. В момент рассогласования действий один из пилотов закричал своему напарнику: «Стой! Куда? Стоять!». Последними же словами, произнесенными в кабине, стала просьба одного из летчиков к коллеге: «Не волнуйся, тяни!».

Стабилизатор и работа на износ

Пока не подтверждена, но и не опровергнута гипотеза, согласно которой пилоты не сумели вывести лайнер из последнего пике из-за случайно включившегося стабилизатора. Эта система отключает штурвал от управления рулем высоты. В стрессовой ситуации пилоты могли в течение нескольких секунд не замечать, что самолет не слушается управления.

В ходе расследования пилоты Flydubai сообщили телеканалу Russia Today о безжалостной эксплуатации летчиков руководством компании. По их данным, графики полетов составлялись с нарушением норм минимально необходимого отдыха; при этом менеджеры не учитывали биоритмы пилотов при распределении смен. Один из сотрудников авиаперевозчика сообщил, что за 11 дней имел лишь один выходной.

Пилот признался, что от переутомления он и его напарник заснули во время полета, и лайнер в течение восьми минут находился без управления.

«Мы набирали высоту и пересекли отметку в 8 километров. Это последнее, что я помню, - рассказал летчик. – Когда я открыл глаза, мы уже несколько минут летели на высоте 11 километров. Поначалу мне было стыдно, и я попытался сделать вид, будто ничего не произошло. Но потом я решил извиниться перед вторым пилотом и повернулся к нему, а он спал глубоким сном».

Также летчики «слили» RT документы внутреннего опроса Flydubai: тогда руководство компании интересовалось мнением пилотов о безопасности работы. Согласно документу, более 80% летчиков заявили, что при такой организации работы катастрофа весьма вероятна, однако руководство лоукостера не стало принимать по этому поводу мер.