09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ ВЫСТРАИВАЮТСЯ В ОЧЕРЕДЬ

Борисов Виталий
Опубликовано 01:01 08 Мая 2001г.

После успешного приземления в минувшее воскресенье корабля "Союз ТМ-31" с российскими

После успешного приземления в минувшее воскресенье корабля "Союз ТМ-31" с российскими космонавтами Талгатом Мусабаевым, Юрием Батуриным и американским миллионером Деннисом Тито генеральный конструктор РКК "Энергия" Юрий Семенов выразил надежду, что будет забыта острая полемика, разгоревшаяся между НАСА и Росавиакосмосом в связи с полетом первого космического туриста. На самом деле, думается, все только начинается: российской стороне предстоят в ближайшие месяцы чрезвычайно тяжелые переговоры с американцами и другими партнерами по строительству Международной космической станции (МКС) о космическом туризме и других коммерческих проектах.
В свое время руководители Рос-авиакосмоса хотели свести к минимуму количество полетов кораблей "Союз" на МКС с экспедициями посещения. Причина банальна: стремились максимально сократить расходы. Но затем выяснилось, что эти кратковременные космические рейсы могут приносить не убытки, а неплохие доходы, если на кораблях-"такси" доставлять на станцию космонавтов других стран, а также туристов. Сейчас некоторые наши специалисты считают, что экспедиции посещения надо бы организовывать на международную станцию не два-три раза в год, а пять-шесть раз. Это позволит нам зарабатывать 100-120 миллионов долларов ежегодно, что явилось бы серьезной поддержкой скудного бюджета отрасли.
Американцам, судя по реакции на полет Тито, такие идеи, думаю, не понравятся. Но и нам отступать некуда (денег на проект МКС и на реализацию национальной программы катастрофически не хватает). Так что недавняя перепалка между НАСА и Росавиакосмосом может оказаться лишь легкой разминкой.
Еще недавно планировалось, что на МКС будут постоянно работать семь человек в двух жилых модулях - нашем и американском. Но США, как уже сообщалось в "Труде", отказались от строительства своего трехэтажного жилого блока. Таким образом, остается только наша "Звезда". Это значит, что численность постоянного экипажа уменьшается с семи до трех человек. Прежде из 7 мест на МКС за Россией были закреплены 3. Одно или два из них можно было время от времени сдавать в аренду. И это тоже сулило хорошие деньги. Теперь, выходит, нам достанется только одно место. Россию это явно не устраивает. Скорее всего, в ходе предстоящих переговоров специалисты Росавиакосмоса поставят вопрос о пересмотре вклада нашей страны в создание МКС и соответственно увеличении закрепленных за нами мест до двух. О том, как будут встречены эти предложения партнерами, догадаться несложно.
Так что не зря было потрачено столько сил и нервов руководителями отрасли и генеральными конструкторами в "первом раунде", когда Росавиакосмос, несмотря на жесткие возражения НАСА, отправил-таки в космос Денниса Тито. Уплаченные им 20 миллионов долларов можно считать первым взносом, а сам полет - важным прецедентом. Как сообщила в воскресенье лондонская компания "Ред леттерс", несколько десятков британских мультимиллионеров желают приобрести у России "билеты" на Международную космическую станцию. Эта турфирма известна организацией "экстремальных путешествий". В интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель компании сказал, что после успешного завершения полета калифорнийского бизнесмена в "Ред леттерс" поступили десятки запросов от богатых англичан, стремящихся в космос и готовых заплатить России большие деньги. Российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" ведет сейчас переговоры с десятью возможными претендентами на полет. По словам директора фирмы, в ближайшие десять лет такие приключения для непрофессионалов "станут нормой". По сообщению британской "Санди таймс", следующей зимой один из кандидатов может побывать на орбите. Есть и другие предложения.
В споре с НАСА российская сторона демонстрирует современный, рыночный подход: МКС должна служить не только науке, но и приносить реальную коммерческую отдачу. Кстати, никто не запрещает и американцам развивать космический туризм. Самое разумное в этой ситуации - договариваться, а не усиливать противостояние. В конце концов мы тоже можем выставить американцам множество претензий. Например, в американском модуле "Дестини" система по удалению углекислого газа работает на 50 процентов от расчетной мощности. И только благодаря нашей "Звезде" удается в полной мере очищать воздух, когда на станции работают шесть человек. Но если речь идет о настоящем партнерстве, то такие мелочные счеты не должны стать практикой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников