ВСЕ, ЧТО ПОЕТ И ПЛЯШЕТ

Праздничная первомайская неделя совпала на сей раз с пасхальной. Поводов для веселья на телеэкранах было вдвое больше. Труженики эфира не упустили возможности лишний раз доказать, что любые праздничные перегрузки им по плечу.

Занятно было видеть "Творческий вечер" какой-нибудь поп-звезды с утра пораньше. Еще более странным выглядели показанные в течение одного дня по два, а то и по три безразмерных гала-концерта. Создавалось впечатление, будто ТВ, исстрадавшись от воздержания во время Страстной недели, с жадностью набросилось на все, что поет, пляшет, хохмит...
Мне, признаться, наскучило из праздника в праздник сетовать на убогий уровень нашей эстрады. С каждым сезоном музыка, тексты, исполнение все хуже, при этом профессиональная деградация в этой области, очевидно, мало кого волнует на ТВ. Там нашли удобную, прямо-таки спасительную формулу: теперь, оказывается, песня - не самоценное искусство, а шоу-бизнес. А посему и законы ее создания, принципы отбора, критерии оценки - в общем, все строится не по принципу художественности, а по коммерческим ориентирам. Места в хит-парадах, еженедельные и ежемесячные рейтинги, количество проданных дисков - вот что определяет успех.
Белой вороной на фоне концертов, похожих друг на друга своей серостью, невыразительностью, выглядел первомайский вечер "Александра Пахмутова. Лучшие песни" на канале "Россия". Там звучали произведения, давно уже ставшие отечественной песенной классикой. Целебным бальзамом ложились они на души зрителей. Заметно было, что и сами исполнители, в других случаях охотно поющие всякую лабуду, тут преображались. Полагаю - под воздействием не одной только музыки, но и важных для песен Пахмутовой осмысленных, серьезных текстов.
Долгое время казалось, что волна пустоты и пошлости, накрывшая песенный жанр, бессильна перед жанром разговорным. Мощную сатирическую традицию Николая Смирнова-Сокольского, Аркадия Райкина, Марии Мироновой, продолженную Виктором Ильченко, Романом Карцевым, Геннадием Хазановым, отличали социальная направленность, мастерство актерского перевоплощения. "Разговорники", по сравнению с вокалистами, не имели прежде на ТВ "зеленой улицы", они довольствовались не самым лучшим временем в эфире, зато могли рассчитывать на серьезный интерес понимающей аудитории.
В последние годы все решительно переменилось. Писатели-сатирики тоже стали на ТВ частью шоу-бизнеса, наперегонки кинулись читать с экрана свои опусы. Тексты очень скоро девальвировали. Высокие общественные идеалы уступили место беззубому и пошловатому юморку. Отсутствие худсоветов привело к тому, что никакого контроля за качеством предназначенного для громадных аудиторий текста не осталось: артист теперь покупает у автора (я не решаюсь даже назвать того писателем) его сочинение и делает с ним все что угодно. Не всегда даже сообщает публике, чей текст ей довелось услышать.
В праздничные дни, 30 апреля и 1 мая, на телеканалах РТР и НТВ прошли большие, по два с лишним часа каждая, сольные программы Елены Степаненко. Еще недавно занимавшая скромное, на "подхвате", место в концертах своего мужа Евгения Петросяна (тот на минувшей неделе был представлен на экранах дважды), артистка эта в последнее время стремительно выдвигается в главные фигуры телевизионного разговорного жанра. Еще чуть-чуть - и она "перепетросянит" учителя.
Тем более что от некоторых "ненужностей", вроде попыток перевоплощения на сцене, поисков жизненных деталей, характеров, мизансцен, чем "грешит" подчас по старинке Петросян, она решительно отказывается. В неизменности остается лишь одна "краска": громко, утрированно, "в лоб" произнесенный текст с акцентом на двусмысленности, а то и откровенные скабрезности.
Первая из программ озаглавлена "Бабы, вперед!". Грубоватое ее название вполне соответствует содержанию. Если, скажем, Мария Миронова (вернее, придуманная ею малограмотная Капа) и в себе, и в своих зрительницах еще в конце 20-х годов старалась высмеять и преодолеть "простую бабу", поддержать женственность, то Степаненко, напротив, будто специально движется от интеллигентности к примитиву. И это ей удается.
Другая программа названа претенциозно: "И жизнь, и слезы, и любовь". Что, впрочем, не мешает ей в значительной части стать простым повтором номеров из "Баб". Разве что двусмысленностей тут еще больше. И я с горечью заметил, что автором самого "рискованного" монолога здесь выступила женщина.
Даже беглый взгляд на судьбу разговорного жанра свидетельствует о безрадостной его эволюции от давних вершин к нынешнему "равнинно-низменному" существованию. Впрочем, и недавние достижения тоже не сохранены. Телезрители со стажем, уверен, помнят превосходный дуэт "старушек" - Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны. Каждая из них обладала своим неповторимым характером. Подражающие им сегодня "чумовые бабки" (они - постоянные участницы телеконцертов Петросяна и Степаненко) неотличимы друг от друга. И не смешны...
В грядущую среду на канале "Культура" состоится премьера телефильма, снятого по "Театральному роману" Михаила Булгакова. Я заведомо радуюсь за зрителей, которым предстоит наслаждение от встречи с блестящей сатирой. Только, боюсь, не все окажутся способны на это: ведь после усердных просмотров иных телепрограмм вкус к подлинному, тонкому юмору, ироническому подтексту может атрофироваться напрочь.