06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВРАТЬ СОВСЕМ НЕ ВРЕДНО

Ганнушкина Мария Стебелкина-
Опубликовано 01:01 08 Мая 2008г.
Они рассказывают невероятные истории или безостановочно врут, ставя нас этим в тупик. Кажется, взрослым ничего не остается, как только ругать маленьких фантазеров и наказывать их за бессмысленную ложь. Однако стоит разобраться, что за этим стоит, прежде чем принимать воспитательные меры.

НА ПРИЕМЕ У АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ
Нередко родители дошкольников жалуются на слишком буйную фантазию своих детей. При этом никакие уговоры не действуют: дети продолжают смешивать мир грез и реальность, не разделяя их.
Софья Косталевская, 34 года:
"Моя шестилетняя Анфиса постоянно что-то сочиняет, рассказывает какие-то невероятные истории мне, мужу, своим подружкам. Я ее за это ругаю, а она все равно продолжает рассказывать свои небылицы. В сад я побоялась ее отдавать, здоровье у нее слабенькое. С ней дома сидит няня, иногда - бабушка. Жизнь у Анфисы довольно скучная, однообразная. Есть у нее, например, придуманный друг Фердинанд. Откуда она это имя взяла, где его услышала, ума не приложу. Она с воодушевлением рассказывала, как он буквально на днях водил ее на прием во дворец к английской королеве. Что за бред! Или вдруг придумает, что у нее есть щенок, и бегает по дому, сшибая все на своем пути... Раньше она рассказывала всем вокруг, что ее папа - шпион, чуть ли не агент 007. Что мне делать, как отучить ребенка от сочинения подобных россказней?"
Для детей от трех до семи лет фантазии - важнейшая часть их жизни. Они только отделились от матери, у них появилось осознание себя как отдельного существа, они начинают говорить о себе в первом лице: я пошел, я сделал, я хочу - в отличие от более раннего возраста, когда дети говорят о себе в третьем лице. Но говорить о себе "я" еще не означает быть этим "я". Ребенок полностью зависит от матери не только физически - он еще и психически ее полное продолжение. Но "я" потихоньку формируется, ребенок начинает осознавать себя и понимать, чего он действительно хочет или не хочет, что ему нравится или не нравится, на кого он хочет быть похожим. "Важную роль в этом возрасте начинают играть игры и фантазии, что, собственно, не может существовать одно без другого, - рассказывает детский психолог Людмила Калашникова. - "Я" ребенка выстраивается в играх, и он не просто манипулирует игрушками: двигает паровозик туда-сюда, наряжает или кормит куклу.
Игра - продолженние внутреннего мира ребенка, с ее помощью он выстраивает представление о самом себе. Получается, что игра является лишь материальным продолжением фантазий, которые в это самое время цветут махровым цветом. Психика ребенка устроена так, что для него фантазия не менее реальна, чем действительность, впрочем, о ней он имеет весьма поверхностное представление. Фантазии, о которых рассказывает Софья, видимо, имеют именно такую природу. Жизнь Анфисы довольно бедна, не наполнена внешними событиями (вполне возможно, что у нее нет подруг-друзей и маловато внешнего материала для игр), и она компенсирует эту нехватку благодаря богатой фантазии. Ее фантазийные персонажи дают девочке то, чего ей явно не хватает: активность, впечатления, поводы для удивления. Специально отучать ее от фантазирования не стоит. А если вас это тревожит, необходимо сделать жизнь шестилетнего ребенка более интересной, увлекательной, отдать девочку в детский сад, наконец. Если ее внешний мир насытится впечатлениями, поводов для фантазий станет гораздо меньше".
ОН ВРЕТ КАК ДЫШИТ
Инна Готлиб, 40 лет:
"Севе девять лет, он учится в школе. Учится, надо сказать, очень средне. Так вот, более изворотливого врунишки я не знаю. Он врет по любому поводу и даже без него. Иногда, когда его ложь выглядит особенно вопиюще, мы его наказываем. Такое ощущение, что он врет как дышит. При этом лжет нам по мелочам. То дневник с двойкой "потеряет", то скажет, что ему ничего не задали в школе, а на самом деле там горы домашних заданий. Вместо того чтобы готовить уроки, может целый день играть в компьютерные игры. Как-то он нам сказал, что занятия в школе на завтра отменили. Мне это показалось подозрительным, я созвонилась с мамой его одноклассника, и выяснилось, что Сева все наврал. Оправдывался он тем, что ему очень хотелось пойти вместо школы в зоопарк, чтобы посмотреть на панду. В общем, кошмар и ужас, что с ним будет дальше?!"
Когда ребенок наконец понял, что он любит или не любит, хочет или не хочет, что ему нравится или не нравится, когда он обустроил свое внутреннее пространство, его довольно сложно уговорить на какие-то изменения. Перемены в детстве происходят медленно. Поэтому в первых классах школы многие родители сталкиваются с тем, что ребенок предпочитает делать то, что ему нравится, а не то, что нужно и чего требуют от него родители-учителя-воспитатели. Ничего удивительного в этом нет. "Врать в такой ситуации ребенок начнет в том случае, если родители совсем не считаются с его желаниями, если они не настроены на то, чтобы прислушиваться к его потребностям, сочетать требования с послаблениями. Можно, например, сказать: "Сейчас ты сделаешь задание по математике, а перед тем как приступить к русскому языку, можешь поиграть часок на компьютере", - говорит Людмила Калашникова. - Если взрослые твердо стоят на своем и ни о каких послаблениях речи не идет, школьные занятия и домашние задания становятся для ребенка катастрофой: они разрушают его внутренний мир, подменяют его механистическими требованиями выполнить домашние задания, а пользы от этого маленький человечек осознать не в состоянии. Ведь ему математика и русский совсем не нужны, он от этого не получает никакого удовольствия. Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок превратился в робота или, напротив, стал отпетым вруном, готовым насочинять с три короба, постарайтесь сочетать воспитательные меры с предоставлением ему свободы. Если появится легитимное время для его внутренней жизни (и для получения удовольствий), он перестанет врать и, скорее всего, в скором времени будет ходить в школу и делать домашние задания не из-под палки.
КАК РАЗВИТЬ ФАНТАЗИЮ РЕБЕНКА
Фантазия - важная часть внутренней жизни каждого человека, она помогает осознать свои чувства, учит вести себя в реальном мире и является неотъемлемой частью творчества. У ребенка фантазия начинает активно развиваться от года до двух лет, и именно в данный период взрослым необходимо помочь ему в этом.
* Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К двум - двум с половиной годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками: "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка"... Именно сказочные образы являются кирпичиками, фундаментом фантазии.
* После полутора лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: "Давай это будет машина! А это колесико от пирамидки - руль. Садись, поехали к бабушке в гости. Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)".
* Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: "Давай мы с тобой побудем котятами". Имитируйте движения кошек, мяукайте. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на развитие у ребенка моторики. В этой же игре вы можете дать первые представления о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
* Дэвид Шэффер "Дети и подростки: психология развития". - "Питер", 2003.
* Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности". - "Генезис", 2006.
* Эда Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума". - "Прайм-Еврознак", 2006.
* Вайолет Оклендер "Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии". - "Класс", 2005.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников