Битва изобретателей

Секретное оружие, созданное нашими конструкторами во время войны, оказалось лучше немецкого

Мы празднуем очередную, уже 68-ю годовщину Победы, добытой благодаря всенародному героизму и самоотверженности. Но нельзя забывать и еще об одной составляющей той великой Победы — речь идет о разработках наших ученых и конструкторов. Многие из созданных ими образцов военной техники оказались даже лучше того, что смогли сделать их конкуренты, работавшие для Третьего рейха.

Ежей обкатывали двумя танками

В июле 1941 года наши войска впервые использовали новый вид оборонительных сооружений — противотанковые ежи. Простейшая конструкция из трех железных балок стала в итоге одним из главных символов той войны. Но лишь несколько лет назад были найдены документы, подтверждающие, что у ежа есть конкретный изобретатель.

Михаил Гориккер окончил Военную академию механизации и моторизации, был начальником танко-технического училища, дислоцировавшегося под Киевом.

— Отец еще в довоенное время задумывался о создании действенного барьера для танков, — вспоминает сын генерала Владимир Гориккер. — Почти сразу же после нападения немцев ему удалось найти очень удачное решение этой задачи. Отца тогда назначили командовать обороной Киева, работы было много, но дома он реквизировал у меня модельки танков и ночью подолгу колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек. А однажды папа вернулся раньше обычного и с порога закричал: «Мы запороли два танка!» Было удивительно, что он не скрывает радости по поводу поломки боевых машин.

Лишь гораздо позднее стала понятна значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Киевского танко-технического училища. Несколько лет назад в домашнем архиве Владимир случайно наткнулся на документы, рассказывающие о той истории. В их числе акт, датированный 3 июля 1941 года, об успешном испытании «противотанкового препятствия — шестиконечной звездочки, изготовленной из рельс утиля, по предложению генерал-майора техвойск тов. Гориккера».

Ежей обкатывали двумя танками, и дело закончилось для тех серьезными повреждениями. В итоге начальство сделало заключение, что «противотанковые препятствия в виде шестиконечных звездочек являются эффективным противотанковым заграждением».

Буквально на следующий день после испытаний на полигоне вышло постановление Госкомиссии о массовом изготовлении ежей. Наркомат обороны принял новый вид мобильных заграждений на вооружение Красной армии. Первые 700 ежей были изготовлены в цехах киевского завода «Большевик» — ими перекрыли подступы к украинской столице.

Потом счет незамысловатым конструкциям генерала Гориккера пошел на десятки тысяч. Только на ближних рубежах обороны Москвы было расставлено около 37,5 тысячи ежей. Такими же шипами ощетинились Ленинград, Тула, Сталинград...

— Простота ежей позволяла делать их на любом заводе, в механических мастерских, — рассказывает Владимир Гориккер. — Однако зачастую изготовители, не понимая конструктивных особенностей, допускали ошибки. Они руководствовались принципом «чем больше размер, тем лучше». Но ведь главное коварство придуманного отцом ежа в том, что он мог закатываться под вражеский танк, приподнимая его над землей. А для этого высота такой звездочки должна быть около 80 сантиметров.

Ружье с реактивными снарядами

Некоторые прославленные советские ученые и конструкторы занимались во время войны вопросами, вроде бы далекими от их основной деятельности. Одним из них был знаменитый создатель советских вертолетов Михаил Миль. К началу 1940-х Михаил Леонтьевич уже оказался в числе ведущих советских специалистов в области создания винтокрылых летательных аппаратов — автожиров. Перед войной он вместе с другим легендарным вертолетчиком Николаем Камовым участвовал в организации серийного производства автожиров, а в первые недели войны даже служил инженером в эскадрилье автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в боевых действиях. Когда это авиа-ционное подразделение было расформировано, Миль вернулся на завод, отправленный в эвакуацию на Урал. Поскольку работы по его профильной тематике приостановились, авиаконструктор, желая хоть как-то помочь фронту, занялся разработкой оригинальных оружейных систем для ведения наземного боя. Буквально за три месяца 1942 года Милю в соавторстве с инженером Пасхиным удалось спроектировать и создать опытные экземпляры новых противотанковых установок.

Из сопроводительной записки Миля, отправленной им в Государственный комитет обороны: «Предлагаю применить на фронте противотанковое ружье, стреляющее реактивными снарядами РС-82. В предлагаемой конструкции разрешена возможность стрельбы одиночного бойца, лежащего непосредственно за оружием: Общий вес установки, которая может быть изготовлена в более легком (на треноге) и более тяжелом (на станке) варианте, составляет соответственно 14 и 20 кг. Подобная установка может быть применена не только как противотанковое ружье, но и для стрельбы по дотам:» Свой вариант конструкции «ракетного ружья» в то же время создал и Камов.

Двойная тяга для самолета

Известный специалист в области баллистики, создатель нового вида бездымного пороха и пороховой ракеты Иван Граве в 1942 году подготовил заявку на изобретение «приспособ-ления для тарана самолетов противника». В серию эта конструкция не пошла, но из текста секретного авторского свидетельства, полученного Граве, можно узнать, что за штуку он придумал: «В передней части самолета в фюзеляже делается щель, служащая для выдвигания тарана и для боковых перемещений его при управлении им. При помощи тарана получается возможность подбивания противника (перебивание рулей, крыльев и пр.) без непосредственного удара всего самолета. Тараном являлся длинный телескопически раздвижной стержень с откидной лопастью-ножом...»

В СССР проводились работы по установке на боевые самолеты в дополнение к их штатным моторам еще и реактивных двигателей — ради увеличения скорости. Один из примеров — бомбардировщик Пе-2РД. В хвостовой части серийной «пешки» между столь характерными для нее двумя килями ставился жидкостно-реактивный двигатель РД-1 конструкции В.П. Глушко. Отвечал за летные испытания Пе-2РД будущий главный конструктор ракетно-космических систем С. . Королев.

Другим опытным образцом стал истребитель Ла-7. На нем помимо штатного поршневого мотора, вращающего винт, в задней части фюзеляжа был смонтирован реактивный двигатель системы Глушко. Впервые модернизированный Ла-7Р поднял в воздух летчик-испытатель Г.М. Шиянов в конце 1944 года. А всего было проведено 15 пробных полетов.

Однако результаты испытаний таких самолетов с двойной тягой были не слишком впечатляющими. Прибавка в скорости, которую давало включение реактивного двигателя, оказалась не такой уж большой. В то же время необходимость установки дополнительных баков под керосин и азотную кислоту, которые образовывали топливо для реактивного движка, привела к сокращению объема запасов горючего для поршневых моторов. В результате тот же Ла-7Р мог находиться в воздухе менее получаса. Работы по гибридным боевым самолетам были свернуты вскоре после войны.

И так бывало

Еще до войны в СССР был спроектирован и выпущен серийно комплект аппаратуры для ночной аэрофотосъемки местности. Интересно, что в него помимо специального бронированного фотоаппарата и блоков управления входила еще и небольшая осветительная авиабомба. Воздушный разведчик должен был, подобравшись поближе к объекту, сбросить этот снаряд и уже потом, при его ярком свете, начинать фотосъемку.

***

Аэростаты воздушного заграждения — один из самых характерных штрихов кинохроники, рассказывающей об обороне Москвы. Однако мало кто знает, что некоторые из этих громадных туш, сотнями подвешенных в небе, были не только средством защиты от неприятельских самолетов, но и средством нападения на них. Под аэростатом, возле того места, где он крепился к стальному тросу подвески, была подцеплена бомба, снабженная автоматическим механизмом сбрасывания, который приводился в действие при касании, скажем, крылом самолета основного троса, удерживающего аэростат. По замыслу проектировщиков, бомба должна была упасть прямо на самолет, задевший трос.

***

Во время войны состоялся конструкторский дебют легендарного оружейника Михаила Калашникова. Будущий отец знаменитого АК-47 еще в 1943 году разработал оригинальный пистолет-пулемет. Именно в процессе конструирования пистолетов-пулеметов Михаил Тимофеевич пришел к идее создания нового вида стрелкового оружия — автомата, сочетающего достоинства пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок.