Плавание в нацизм

Театр имени Моссовета поставил спектакль – воспоминание и предупреждение

В Театре Моссовета поставили «Морское путешествие 1933 года» — театральную вариацию на тему фильма «Корабль дураков» Стэнли Крамера. Действие происходит на гигантском лайнере, направляющемся из Мексики в Германию. Время и место действия не оставляет сомнений в том, что спектакль посвящен нынешнему юбилею Победы: ведь именно в 1933 году Гитлер стал рейхсканцлером.

И действительно, о предпосылках зарождения фашизма речь и в фильме, и в спектакле режиссера Юрия Еремина. Историю, показанную в знаменитой оскароносной картине, он рассказал по-своему и не менее увлекательно. Образы некоторых персонажей фильма и их поступки несколько изменены, и оттого отдельные сцены в спектакле смягчаются, а другие, наоборот, становятся жестче. В картине фигурировал карлик Карл, бойко перемещающийся по кораблю, а в спектакле Карл (Юрий Черкасов) — горбун, тяжело передвигающийся на костылях. В фильме юноша Иоганн, насильно забрав деньги у богатого дяди на инвалидной коляске, оставляет родственника в каюте. В спектакле же он бросает беспомощного старика прямо на палубе, и единственным, кто вызывается помочь ему добраться до его каюты, оказывается другой инвалид — Карл.

В то же время Ольга Кабо (актриса Мэри), в отличие от Вивьен Ли, играет совсем не обозленную на весь свет даму. Ее героиня — это женщина, которая предчувствует, что пора ее цветения скоро пройдет, ищет свою, возможно последнюю любовь и очень боится ошибиться...

Тема любви в спектакле вообще звучит в многообразных вариациях, благо персонажей на корабле очень много. Трогательная капризуля Эльза (Татьяна Храмова), путешествующая вместе с отцом, с нетерпением ожидает первой любви. Период первых ссор переживают влюбленные друг в друга художник Дэвид (Алексей Трофимов) и его подруга (Анастасия Пронина). Юная красотка Лола (Лили Болгашвили) торгует любовью, но не прочь увлечься кем-то по-настоящему; но, к сожалению, ее сутенер всегда настороже. Между графиней-арестанткой (Евгения Крюкова) и корабельным врачом (Александр Яцко) завязывается роман, который для него оказывается роковым и смертельным.

Но одна из пронзительнейших актерских работ рассказывает вовсе не любви между людьми. Роман Кириллов играет немецкого еврея Левенталя, который считает Германию своей родиной и очень ее любит. В этой стране родились его отец и дед, здесь живут его многочисленные родственники. За Германию он сам воевал в Первой мировой войне и получил за это награду — Железный Крест. Однако соотечественники-немцы на корабле не хотят сидеть с ним за одним столом (соглашаясь при этом на соседство с собакой состоятельной дамы). Левенталь предпочитает этого не замечать — дескать, на судне просто собрались не лучшие представители великой нации... А оскорблявший его брутальный издатель Рибер (Валерий Яременко), в свою очередь, закрывает глаза на то, что Левенталь вылечил его зуб, и снова принимается за разговоры о том, что немцам от евреев один вред. Добровольная слепота свойственна слишком многим пассажирам корабля. И чем ближе к концу спектакля, тем яснее становится, что ни к чему хорошему это привести не может.

Финал постановки решен гораздо драматичнее, чем финал фильма: обреченность пассажиров судна, высаживающихся на немецкий берег, очевидна. К выходу с корабля люди выстраиваются друг за другом под музыку Вагнера, и все они одеты в черное...