«Ментов» достали. Кто следующий?

В создании сериалов про силовиков будут участвовать консультанты от МВД

МВД РФ объявило о том, что во второй половине этого года намерено учредить институт консультантов. Это будут руководители подразделений с большим опытом следственной и оперативной работы, рядовые сотрудники, а также ветераны ведомства. Вместе со съемочными группами они примут участие в творческом процессе создания фильмов и сериалов соответствующей тематики, дабы избежать грубых ошибок в кадре. Полицейские, уже прокомментировавшие грядущий приказ, сходятся в одном: то, как киношники сегодня показывают работу их коллег, вызывает как минимум смущение.

Нарекания силовиков объясняются многими обстоятельствами. И в первую очередь — нежеланием сценаристов и режиссеров вникать в детали их профессии. Очень часто на экране происходит то, чего в реальности просто быть не может. Наиболее яркий пример — постоянная путаница между оперативной и следственной службами. Например, сериальные оперативники, прибыв на место преступления, тут же начинают обыск, а решение о его проведении может принять только следователь. Далее. Оперативник только в исключительных случаях может пойти на задержание опасного преступника в одиночку: инструкции не позволяют, прежде надо вызвать группу поддержки. И уж тем более он никогда не откроет огонь по подозреваемому прямо на улице, где полно народу. Даже если и задержит бандита — неприятностей не оберешься. И подобных проколов — тьма. Это не говоря уж о таких «мелочах», как неправильная форма персонажей, по которой невозможно определить, в каком именно ведомстве они служат.

Но не только профессиональные несоответствия смущают полицейских, но и сам образ их коллег. «Будь проще, и народ к тебе потянется» — кажется, из этого правила исходят сценаристы, сочиняя своих «ментов». Вот и получается, что большая их часть, подобно небезызвестному Глухарю, оказываются мужчинами пьющими, слабыми до женского пола, неопрятными и уж совсем не похожими на пресловутых «вежливых людей».

Киношники мнение эмвэдэшников разделяют. Но лишь отчасти. Конечно, откровенные глупости надо убирать. Но многое в телевизионных форматах диктуется жанром. Например, те же сериалы из цикла про работу отдельно взятого ОВД («Глухарь», «Карпов», «Пятницкий») — это лирические комедии. И герои там не могут быть мрачными типами с горячим сердцем, чистыми руками, девственной печенью и мировоззрением матери Терезы. А в некоторых проектах и вовсе фигурируют несуществующие силовые ведомства («След», «Литейный» и др.). Так что же придираться-то, коли это фантастика?..

Не все так просто, возражают полицейские. С одной стороны, образы вечно пьяных «ментов», работающих не по инструкции, а по понятиям, формируют у населения недоверчивое к ним отношение. Что с них взять?! С другой — они провоцируют правонарушения. Насмотревшись сериалов, обколотые гопники думают: «Менты? Они тупые алкаши, мы их сделаем».

А вообще-то вопрос с консультантами в кинопроизводстве актуален. Когда-то практически в каждом советском фильме, касающемся той или иной сферы деятельности, работали профессионалы. Фильмы о войне сопровождали генералы и историки, картины о летчиках — заслуженные пилоты, о медиках — именитые профессора. Без их подписи не мог быть утвержден сценарий, не могло быть дано прокатное удостоверение. В результате все было более или менее грамотно. Но со стороны творческих людей нередко звучали нарекания: консультанты-де не только следят за точностью деталей, но и подгоняют содержание фильмов под идеологические стандарты. Впрочем, все это — давняя история.

Сказанное выше относится не к одним лишь «ментам». Так, в День Победы ТВ покажет множество сериалов о войне. Первый канал повторит рейтингового «Диверсанта-2». Во время первого его эфира специалисты по отлову ляпов нарадоваться не могли. То в роли немецкого самолета, который захватывают герои, выступал перекрашенный советский Ан-2, который вообще-то появился после войн-ы, а в роли немецкого бэтэ-эра — действительно БТР тех времен, но только тоже советский. То наш разведчик, прикрываясь от орды немцев захваченным полковником, нежно держит рукоять пистолета кончиками пальцев, не озаботившись тем, чтобы один из них лежал на спусковом крючке. Или вот еще: у сгоревшей немецкой машины, появляющейся в кадре, абсолютно целехоньки покрышки! Ну и так далее.

На «России 1» пойдут «Истребители». Там тоже полно несуразицы. Скажем, все действие разворачивается летом, на фоне зеленой травки и пышной листвы деревьев. А на штабных картах, внимательно изучаемых героями, нанесены стрелки с операциями, которые могли происходить только в другие времена года. Но, помнится, больше всего во время первого показа зрителя поразил тот факт, что боевые летчики постоянно «квасят».

И таких примеров только одного эфирного дня можно привести множество.

Почему же киношники перестали использовать профессиональных консультантов? Ответ прост: эту практику уничтожила эпоха рыночных отношений. Если приглашать генералов и следователей в частном порядке, им надо платить, а у нас сейчас экономят на всем, твердо усвоив правило, что «пипл» и так «схавает». Но и через силовые ведомства консультанта не найти. Они не для того существуют, чтобы оказывать творческие услуги.

Зная обо всем этом, разработчики нового приказа по МВД заложили в него следующие пункты. Консультации будут осуществляться бесплатно. Само ведомство также не будет оплачивать своим сотрудникам эту работу, ведь они сами должны быть заинтересованы в ее результатах. В свою очередь, никаких требований к кинематографистам со стороны силовиков предъявляться не будет. Только советы — и все.

Лепота? Но кто может гарантировать, что со стороны людей в погонах потом не прозвучит: «Мы же вас предупреждали! Теперь на себя пеняйте». Как говорится, бабушка надвое сказала.