ЦОДД: штраф за превышение скорости должен соответствовать доходу водителя

Фото: globallookpress.com

Предложение ведомства выглядит справедливо, но пока далеко от реальности, считают эксперты


 Размер штрафной санкции за превышение скорости стоит соотносить с уровнем доходов нарушителя, считает замглавы столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.

«Самое хорошее было бы — привязать штраф к уровню дохода, который можно узнать в налоговой. Или к стоимости автомобиля — как маркеру, чем владеет. Особенно в условиях расслоенности: для кого-то три тысячи — это ерунда, для кого-то — весомая часть его дохода», — сказал чиновник в эфире радио «Говорит Москва». Он добавил, что «во многих» странах штрафы за превышение скорости очень большие.

На первый взгляд, предложение Евсина выглядит здраво и даже благородно: для значительного числа сограждан и три тысячи рублей – деньги. Но чёрт в деталях. Данные налоговой о доходах могут никак не соответствовать реальной картине. Согласно Росстату, доля занятых в теневом секторе экономике в 2018 году составила 20,1% граждан от общего числа занятых. Это 14,6 млн человек. В 2017 году таких было 19,8% (14,3 млн). Выходит, примерно с каждого пятого государство не взимает налоги. С одной стороны, за «теневиков» можно и порадоваться: весь заработок остаётся при них. С другой же, интересное предложение товарища Евсина переходит куда-то в область фантастики.

Отметим, сегодня в нашей стране штрафы за превышение скорости колеблются от 500 до 5000 рублей. В случае превышения скорости на отметку от 60 км/ч и выше можно и лишиться прав на срок от 4 месяцев до года. В 2013 году правительство отменило штрафы за превышение скорости более чем на 10 км/ч. С тех пор наказание грозит только тем, кто превысит разрешённую скорость на 20 км/ч и выше. Но в апреле руководитель ГИБДД Михаил Черников пригрозил ужесточением законодательства: в ближайшее время штраф за превышение допустимой скорости на 10 км/ч могут вернуть.  

Идею привязать штрафы к кошельку нарушителя одобрил глава экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков. Правда, простых россиян инициатива не коснётся: они продолжат платить по прежним тарифам, считает Цветков.

«А вот богатым нарушителям, для которых штрафы – это пустяки, придется раскошелиться на сумму, существенную для их карманов. И две-три таких выплаты заставят задуматься, что ездить нужно все же по правилам. Это можно только приветствовать. Но, возможно, стоит ограничиться этим нововведением только за серьезные нарушения ПДД: проезд на красный свет, нарушение скорости свыше 60 километров в час, опасное вождение и так далее», - цитирует эксперта РИА Новости. Если данных налоговой недостаточно, отсеивать богатых нарушителей можно по марке их автомобиля, полагает Цветков.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков раскритиковал предложение Евсина. Многие россияне до сих пор получают зарплаты «в конвертах», отметил депутат. «Если мы будем исходить из уровня заработной платы, то можем оказаться в такой ситуации, которую достаточно часто видим в СМИ: украден Porsche Cayenne или Mercedes у безработного москвича. Тогда не брать штраф вообще? Совершенно необоснованное предложение», - передаёт РИА Новости слова Лысакова. Странно привязывать штраф и к марке машины: техника может принадлежать юридическому лицу или быть арендованной.

Неоднозначной назвал задумку представителя ЦОДД глава общества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. «В стране огромное неравенство. Особенно это касается Москвы и регионов. Даже внутри столицы серьёзное расслоение: в городе около 120 люксовых авто! – сказал порталу TRUD.RU эксперт. – Но для обычного человека с зарплатой 40 тысяч штраф в 500 рублей означает лишиться, скажем, обеда». Плоская штрафная шкала для обеспеченного класса «как слону дробина», уверен Шкуматов.  

Но аргументы против предложения Евсина весомее. На наших дорогах бардак и сплошные ловушки для водителей. «Евсин упоминал Финляндию, где за превышение на 23 км/ч автомобилиста наказали на 50 тысяч евро, но по такой логике у половины россиян впору вытрясти кошельки!», - заметил Шкуматов. Эксперт привёл в пример внешнюю сторону третьего транспортного кольца (ТТК) в Москве: мало кто знает, но сейчас из-за ремонта там стоит ограничение скорости в 40 км/ч. А поскольку службы не удосужились поставить знак отмены ограничения, формально нарушают почти все, рассказал Шкуматов. «Ехал из Екатеринбурга в Москву и насчитал десятки зон с ловушками: повесят знак ограничения скорости, а отменяющий забудут. Капают штрафы», - посетовал эксперт. Замысел наказывать нарушителя сообразно его деньгам будет работать лишь при полном порядке на дорогах с точки зрения ПДД. В России нет стандартов в организации движения, власти не обязаны реагировать по сути на заявления граждан о проблемах на дорогах, до сих пор не налажена обратная связь. А значит, предпосылок к переменам пока нет, считает глава «Синих ведёрок».

В стране без социальной справедливости странно говорить об индивидуальном подходе к санкциям, уверен автоэксперт Сергей Асланян. «Появятся заградотряды спецназа ГАИ, которые примутся высматривать «бентли» и «мерседесы». Младшие чины займутся «Жигулями». У нас это выдаётся за элемент социальной справедливости. На деле мера коснётся всех, кто не спрятался. Силовики и судьи останутся в шоколаде», - сказал нашему порталу эксперт.

Прежде чем начинать реформы, нужно сделать всех равными перед законом и обеспечить неотвратимость наказаний. «Никакая репрессия не приводит к адекватному результату. Смысл всегда один – содрать как можно больше денег. Лучше поощрять людей за безаварийную езду, поддерживать тех, от кого меньше хлопот на дорогах. Но разве чиновникам такое приходит в голову?», - задаётся вопросом Асланян. По мнению эксперта, мы – единственная страна, где за одно деяние водитель рискует получить пять видов наказаний по административному кодексу. Презумпция невиновности сохраняется даже для убийц, но не для водителей, отметил эксперт. 




Большинство жителей Екатеринбурга поддержали перенос места возведения храма, выяснил ВЦИОМ.