«Горит в молнии»: эксперты опровергли одну из версий крушения SSJ 100

Расшифровка переговоров авиаэкспертами показала, что пилот сообщил о переходе в режим Direct Mode 

В СМИ опубликована новая расшифровка переговоров диспетчеров с пилотами Sukhoi Superjet 100, потерпевшего 5 мая крушение в аэропорту «Шереметьево». Ранее сообщалось, что во время переговоров с землей командир разбившегося лайнера сообщил, что самолет «горит в молнии». Однако, по мнению авиаэкспертов, опрошенных обозревателями «Известий», на самом деле пилот произнес другую фразу.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, Москва-подход.

Пилот: Москва-подход, просим возврат, 1492, потеря радиосвязи, самолет в Direct Mode.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, СИЮ, снижайтесь, эшелон 80, -

- приводит цитату издание.

Система управления Sukhoi Superjet 100 в значительной степени скопирована с лайнеров Airbus. Как и европейские самолеты, Superjet имеет три режима управления: Normal Mode, Simplified Mode и Direct Mode.

Режимы Normal и Simplified обеспечивают улучшение летных характеристик воздушного судна и упрощают управление им. При этом между действиями пилота и работой механизмов крыла, хвостового оперения и двигателей вклинивается бортовой компьютер. Специальные программы защищают лайнер от сваливания, превышения приборной скорости, превышения максимальной перегрузки и максимально допустимых углов тангажа и крена.

Direct Mode является резервным режимом управления. При нем все действия пилота непосредственно передаются на управляющие приводы и выполняются механизмами крыла и двигателей. Пилоты могут неограниченное время вести самолет в таком режиме и выполнять все необходимые маневры, однако компьютерные программы не страхуют их от ошибок пилотирования. Руководство по эксплуатации Superjet не относит Direct Mode к аварийному режиму управления, однако не рекомендует использовать его длительное время. Также инструкция требует выполнять все маневры в этом режиме плавно, с тщательным соблюдением ограничений по линейной и вертикальной скоростям и углам крена.

На момент катастрофы на борту Sukhoi Superjet 100, летевшего из Москвы в Мурманск, находились 73 пассажира и пятеро членов экипажа. Жертвами пожара стал 41 человек.