11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЕСНЬ СУДЬБЫ БОЛЬШОЙ И СЛАВНОЙ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 08 Июня 2000г.
Пронизанный солнечным светом зал Санкт-Петербургской капеллы в эти минуты, показалось, вместил в себя целое море голосов. Они слились в единой мелодии, прекрасной и широкой, как сама Русь. В грянувших затем аплодисментах слушателей, поднявшихся со своих мест, заключался особый смысл, улавливалась небывало торжественная интонация. Ведь впервые исполнялось сочинение, которое его создатели - композитор Георгий Свиридов и поэт Александр Твардовский - мыслили как ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН России.

Да-да! В пору, когда мы ломаем копья и головы, пытаясь определить национальную идею и ее символы, когда нет недостатка в предложениях, но ни одно из них не кажется безупречным, - само провидение дарит обществу бесценную возможность обрести одну из важнейших духовных опор - Гимн России.
Как же случилось, что это произведение наших национальных классиков сегодня вдруг открылось нам? И при каких обстоятельствах оно было написано?
Рассказывает президент Национального Свиридовского фонда, музыковед, племянник Свиридова Александр Белоненко:
- Летом 1999 года, разбирая ноты, оставшиеся от Георгия Васильевича в его московской квартире, я обнаружил старую пожелтевшую папку с заголовком "Проект Гимна СССР". От дяди я знал о его существовании, но никогда не доводилось ни видеть рукописи, ни слышать какого-либо исполнения.
История сочинения такова: в начале 60-х годов Свиридова и Твардовского пригласили принять участие в конкурсе на создание нового Гимна. Композитор и поэт (кстати, незадолго до того подружившиеся и очень тепло относившиеся друг к другу) с увлечением взялись за работу. У Георгия Васильевича сразу же родилась мелодия, потом появились клавир и три партитуры для разных исполнительских составов. Но тут "сверху" решили свернуть конкурс, оставив старый Гимн. Произведение "легло на полку". Нанесенную обиду Свиридов, видимо, носил в себе до конца. Ведь он вложил в сочинение душу, написал его со страстью, вдохновением, внутренним огнем...
Когда я проиграл музыку своим родным, друзьям, показал кругу людей, близких Георгию Васильевичу, наконец, дочерям А.Т.Твардовского, стало ясно, что мы имеем дело с шедевром в своем роде. Договорились с наследницами поэта о совместной работе по реставрации проекта Гимна. Из десятков вариантов текста отобрали наилучший, я дополнил изначальный двухголосный мужской хор женскими голосами. То, что выбор исполнителей в конечном счете пал на Санкт-Петербургскую (бывшую Придворную) капеллу, мне представляется глубоко закономерным. Свиридов много сотрудничал с этим старейшим коллективом и его нынешним руководителем Владиславом Чернушенко, доверив им, в частности, исполнение своего последнего, грандиозного хорового цикла "Песнопения и молитвы" на слова из православного обихода. К тому же у капеллы есть и исторический приоритет. Ведь знаменитый гимн А.Ф.Львова "Боже, царя храни" (1834 год), так же как и гимн, созданный А.К.Глазуновым по просьбе Временного правительства летом 1917 года, получил высочайшую апробацию, будучи исполненным именно капеллой.
Александр Твардовский и Георгий Свиридов искренне и глубоко любили свою Родину, беззаветно верили в ее великое предначертание. Все это слышно и в проекте Гимна, который, хотя и писался как Гимн СССР, но создавался русским композитором и русским поэтом на русском литературном и музыкальном языке. И если сочинение Свиридова - Твардовского станет Гимном России (разумеется, при условии, что не будет создано ничего лучшего), то я счел бы это актом восстановления исторической справедливости.
А вот какими мыслями поделился со мной человек, благодаря творческой энергии которого страницы уникальной партитуры обрели звуковую плоть, - Владислав Чернушенко:
- С проблемой Гимна я столкнулся еще в бытность школьным учителем пения. Как-то американская делегация попросила, чтобы мои воспитанники, ученики пятого класса, исполнили Гимн СССР. Я вынужден был отказаться - музыка Александра Александрова хоть и хороша и величественна, но мелодия длинновата, звуковысотный диапазон весьма обширен, что подразумевает деление хора на партии, а это слишком сложно.
То, что пришло на смену музыкальной эмблеме Советского Союза - "Патриотическая песня" Глинки, - чудесная вещь сама по себе, но, конечно, никакой не гимн, да Михаил Иванович и не имел в виду его создавать. Здесь еще меньше возможностей унисонного исполнения всеми. Они практически отсутствуют. Поэтому и текст писать к этой музыке так неудобно, и до сих пор ничего удовлетворительного поэтами не создано.
И вдруг - счастливая находка! В мелодии Свиридова есть широкая, объединяющая людей поступь. Она проста, запоминается почти любым человеком с двух-трех раз. Ее интонации естественны, находят отклик в "генетической памяти" людей. Когда на репетиции мы впервые исполнили эту партитуру, находившиеся в зале музыканты, свободные в тот момент от работы, испытали невольное желание встать, о чем сами потом рассказывали. Такая музыка действительно поднимает дух, сплачивает. Текст Твардовского, возможно, нуждается еще в доработке. Слова кое-где теряют объемность, выпуклость, как бы мнутся. Но, например, начало припева изумительно: "Отчизна-мать, да будет светел твой мирный день во тьме любой". Это - в самом деле песня на каждый день.
Разумеется, мне захотелось узнать и мнение первых слушателей, что аплодировали вновь открытому произведению. А это, без преувеличения, культурная элита Петербурга.
- Гимн - важнейшее дело в жизни каждого государства, - резонно замечает директор Института русской литературы (Пушкинского дома) член-корреспондент РАН Николай Скатов. - Он концентрированно выражает интеллектуальное, эмоциональное, если хотите, идейное состояние нации. Это сгусток национальной духовной энергии. И в нашей истории были такие гимны: монарший, затем советский - помните, как плакала под него Роднина, стоя на победном пьедестале всемирного спортивного соревнования? Но под нынешний Гимн не заплачешь, хотя в общем-то это хорошая музыка...
Твардовский нашел точные слова для выражения очень деликатных вещей - скажем, многонациональности России ("Да будет песнь побед народных... жива на всех твоих свободных больших и малых языках").
Что же до Свиридова, то он - композитор, самой природой своего дара предрасположенный к написанию гимна. Возьмите его "Романс" из музыкальных иллюстраций к пушкинской "Метели", прекрасно звучащий не только в оригинальном, симфоническом варианте, но и в исполнении, скажем, оркестра народных инструментов, да и в массе других интерпретаций. Ибо это музыка поистине универсального значения, далеко выходящая за границы обозначенного жанра, она - настоящий символ Родины.
- Гимны выражают национальные характеры, - берет слово директор Российской национальной библиотеки Владимир Зайцев. - Россия - великая страна, и ей нужен величавый гимн. Именно такова, на мой взгляд, мощная музыка Свиридова, таковы прекрасные слова Твардовского. Они соответствуют бескрайности страны, ее миролюбию. Тут у наших современников - преимущество даже перед Глинкой (хотя, не скрою, мы, работники РНБ, испытываем по отношению к "Патриотической песне" особые чувства - ведь ее рукопись хранится в нашей библиотеке). Патетика, могущественность - за этим чувствуется огромная страна. От сегодняшнего прослушивания у меня - самое хорошее впечатление.
- Я жаворонок и имею привычку рано утром включать радио, - признался заместитель председателя Санкт-Петербургского научного центра РАН Юрий Петросян. - Поэтому нынешний Гимн слышу регулярно. К сожалению, он, что называется, не задевает меня. Это отличная, но совсем не гимновая музыка. А главное - без слов. И понятно почему: никто в девяносто втором году, когда она принималась, не знал, какими должны быть эти слова.
Символично, что именно сейчас мы можем обрести полноценный гимн. Еще лет пять назад про него кое-кто, вероятно, и сказал бы, что это-де квасной патриотизм. Нас последние 10 лет подталкивали к странному "интернационализму", когда, грубо говоря, все свое - плохое, а все зарубежное - хорошее. Дошло до того, что стали стыдиться слова "русский". Потому, что говорить о себе и своих проблемах в открытую якобы имеет право только малая нация, у большой такого права нет.
Я, армянин (правда, 53 года из почти 70 проживший в России), заявляю: это несправедливо и неразумно! Слава Богу, мы, кажется, стоим на пороге приведения в порядок не только нашей экономики, но и наших умов. И Гимн нам нужен именно такой, какой я слышал сегодня. Свиридов и Твардовский - великие люди русской культуры, настоящие художники этой земли. От возвышенной, действительно гимнической музыки меня, скажу откровенно, пару раз продрал-таки мороз по коже. В ней есть какая-то очищающая сила. А нам нужно очиститься от скверны - и той, что накопилась до 1991 года, и той (ей-богу, не меньшей), что наслоилась после. Удивительно созвучны времени слова. Как историк особенно это чувствую. Твардовский будто предвидел пору, в которую окажется востребованным его текст: вслушайтесь в строки о печали и тьме, сквозь которые должна пройти Россия...
Ну и, пожалуй, не случайно, что это открытие произошло в Петербурге. Наш город всегда генерировал идеи, которые помогали обустраивать страну. Он не кичился своей столичностью, жил жизнью, общей с народом - и за это его любила Россия. Все возвращается на круги своя: ведь именно в Петербурге в присутствии государя когда-то, в 1834 году, уже состоялось обретение национального символа - Гимна.
Я обеими руками "за" произведение Свиридова и Твардовского в качестве музыкальной эмблемы моей замечательной и очень настрадавшейся страны. Очень рад, что эту важную тему поднял "Труд" - хорошая газета, внимательным читателем которой являюсь на протяжении многих лет.
Трудно что-либо прибавить к сказанному моими весьма авторитетными собеседниками. Теперь, мне кажется, надо ознакомить с проектом Гимна (как и с другими, альтернативными проектами) как можно большее количество людей: организовать его прослушивание и обсуждение в Москве, других городах, выпустить компакт-диск, передать по радио... И, конечно, решающее слово - за российским народом, за его верховной властью.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников