10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ПРАВЕДНИКИ?

Осипов Алексей
Опубликовано 01:01 08 Июня 2000г.
"Когда человек видит, что одному, даже неправедному, Бог дает все, а у другого, праведного, отнимается последнее, нажитое честным ( как и заповедано было Спасителем) трудом, то думает: "Это плохой Бог", раз он позволяет кому-то незаслуженно благоденствовать, а кому-то несправедливо страдать, бедствовать. (Или его нет.) Зачем мне поклоняться "такому" Богу?.." Вот почему человек на этом свете стремится пожить хорошо, ибо где оно, "загробное царство" или "Царство Небесное"?" Г. Новгородцев. Донецк. По просьбе редакции автору письма отвечает известный ученый-богослов.

Сначала о "загробном царстве". Христианство учит, что Царство Божие - это не планета в антимире, на которой праведники наслаждаются после смерти, но особое состояние души (см. Евангелие от Луки, гл. 17; 21), доступное человеку уже здесь, на этом свете, при условии праведной (то есть правильной) жизни.
Теперь о том, почему люди страдают. Учение Церкви вполне определенно говорит об основной причине страданий: всякий грех в самом себе несет наказание человеку. Разве Бог наказывает пьяницу или наркомана, вора или убийцу?.. "Бог... не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иаков 1, 13-14). Скорби и страдания являются закономерным следствием преступлений закона нравственного (ссоры, вражда, блуд, убийства и т.п.) и духовного (тщеславие, зависть, ненависть, осуждение и т.д.). Об этих последних, невидимых, многие просто не знают и почти никто даже не думает, а именно они и являются источником всех нравственных и прочих преступлений человека, разрушающих жизнь и личную, и общественную.
Более сложная проблема - так называемые несправедливые страдания. Основная причина непонимания их природы заключается в том, что они рассматриваются, во-первых, исходя из интересов только земной жизни, во-вторых, с правовой точки зрения (справедливо - не справедливо). В действительности же их смысл раскрывается совсем в иной "системе координат".
Христианство рассматривает земную жизнь не как самоцель, а как условие для подготовки к вечной жизни в Боге, Который есть Любовь. Но в "загробное царство" войдут не рабы, а свободные, те, которые здесь, в земных условиях смешения добра и зла, свободно избирают любовь, стремятся к ней, каются в ее нарушениях. Такая жизнь требует труда, испытаний и подвига, воспитывающих дух человека. Здесь можно провести аналогию со спортом. Посмотрите, сколько "несправедливых страданий" переносит тот, кто хочет стать чемпионом. Что только не делает с ним тренер! Если бы это увидел инопланетянин, ничего не понимающий в нашей жизни, то он наверняка воскликнул бы: "За что же этот злой руководитель посылает такие страдания невинному человеку"?
К сожалению, мы оказываемся инопланетянами на своей земле, когда не верим в Бога-Любовь и отсюда не понимаем, что все происходящее с нами есть не наказание, не невинные страдания, а помощь Великого Тренера в достижении вечной благой жизни. Христианская наука о правильной человеческой жизни называется аскетикой. Это слово греческое, и означает оно тренировку, упражнение, спорт. Естественно, что в аскетике речь идет о другом "спорте" - духовно-нравственном, воспитывающим Человека по образу Христа. Так вот, христианское понимание несправедливых страданий таково. Они - средство для наиболее духовно одаренных "спортсменов", которые являются лучшими людьми, достигающими высших "призов". Но не здесь, где все умирает и исчезает, а в Царстве жизни вечной. Потому апостол Павел писал: "Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Римлянам. 8, 18).
С другой стороны, невинные страдания Ивана Сусанина, матери, спасающей ребенка ценой своей жизни, праведника, берущего на себя тяжелый аскетический подвиг в молитвах за свой народ, героев войны - все они по достоинству могут быть оценены только с нравственной, а не с правовой точки зрения. Не "за что" они страдают, а "почему". Жертвенная любовь является причиной их страданий и потому - их вечной славой в вечной жизни!
Только с признанием бытия Бога-Любви и вечной жизни личности можно понять глубокий положительный смысл всех человеческих страданий, и особенно нравственное величие тех страданий, которые, ведая, или даже не ведая, невинно, несправедливо перенесли истинно чистые люди, праведники, за своих далеко не всегда праведных близких, друзей и сограждан. Если же отрицать Бога и вечность, то в чем причина всех этих невинных страданий? Действие слепых сил природы? Игра каких-то случайностей? Безнаказанный произвол человеческой жестокости? Какой смысл для самих невинно страдающих имеют их мучения и жизнь? Никакого, кроме ожидания вечной смерти? И в этом весь атеистический "смысл" страданий?..


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников