"НУ ЧТО, МОЛ, БРАТ ПУШКИН?"

Давно замечена наша неутомимая тяга к крайностям. Прошлогодние юбилейные торжества, посвященные 200-летнему юбилею А.С. Пушкина, прошли на телевидении с грандиозным размахом и небывалой помпой, выжав из него максимум идей, воплощенных в многообразные проекты на всех каналах. Телевизионщики, расталкивая друг друга локтями, наперебой спешили признаться в любви к Александру Сергеевичу, норовили пройтись с ним в обнимку, пожать руку, поклониться в пояс, заглянуть в глаза, похлопать по плечу. А то и вовсе по-хлестаковски продемонстрировать невыносимое панибратство - "с Пушкиным на дружеской ноге".

Юбилейного почтения и простодушной фамильярности хватило, как того и следовало ожидать, на много лет вперед, - видимо, до следующей "круглой" даты. "Солнце русской поэзии" светило всем так щедро и так сильно, что к нынешней годовщине не оставило телевидению не только воли к новым идеям, но лишило его даже малейшего энтузиазма, без которого любой праздник обречен на провал.
Как отметить очередную годовщину, если весь "Евгений Онегин" уже прочитан массово - вместе с гримерами, машинистами, официантами и шахтерами, если не осталось ни одной нераскрытой любовной тайны поэта, а все его родственники, проживающие в пределах Отечества и за его границами, успели побывать в Москве в прошлом июне? Да никак! Все фильмы показаны, все мало-мальски свежие замыслы, запечатленные в целлулоиде, прилежно отслужив торжественному случаю, положены на полку, все подходящие ему персонажи разъехались по домам. Остался лишь изрядный "пушкинист" Леонид Парфенов со своим фундаментальным исследованием на тему "Живой Пушкин" (НТВ). Да на этот раз по художественной части выручили англичане, представившие презабавную версию русского романа в стихах под усеченным названием "Онегин" (ОРТ), где герои поют песню "Ой, цветет калина в поле у ручья" и танцуют под вальс "На сопках Маньчжурии". До "Русского бунта" Александра Прошкина дело еще не дошло, так что у телевидения в запасе есть одна картина, подходящая для следующей годовщины.
В эфире "Культуры" все же нашлось немного места для пушкинской поэзии. На ТВЦ же, будто спохватившись, втиснули в сетку вторника только "Моцарта и Сальери". Иные телеканалы традиционную дату, видимо, просто забыли. О попытке показать что-то новое говорить и вовсе не приходится. К сожалению, и к старому остались без внимания. Пушкинская тема и в этом году могла бы прозвучать достойно и ненавязчиво, если бы телевизионщики, хотя бы ради приличия, потрудились отобрать наиболее качественные, удачные постановки. Взять хотя бы художественные ленты - такие, скажем, как "Маленькие трагедии" Михаила Швейцера или "Барышня-крестьянка" Алексея Сахарова. И о поэте вспомнили бы, и о замечательных режиссерах, уже от нас ушедших.
На минувшей неделе в программе "Итого" (НТВ) Виктор Шендерович радостно констатировал наступление летнего сезона известной фольклорной фразой "Прошла весна, настало лето". На телевидении оно началось против обыкновения не с ухода некоторых программ в отпуск (что, видимо, зрителей ждет впереди), а с премьеры "Международной панорамы". Возвращение к былым советским форматам, похоже, становится занятием перспективным, когда привычные политические передачи, выходящие в эфир довольно длительное время, постепенно выдыхаются, несмотря на актуальность представленных в них событий, нестандартность аналитических подходов и присутствие не примелькавшихся на ТВ персонажей. Надо сказать, что авторы нынешней "Международной панорамы" не стали делать высокомерный вид, будто ничего подобного на нашем телевидении никогда не было. Уже то, что анонс своей программы они представили как нарезку из старых кадров, где промелькнули лица известных политических обозревателей, которые в советское время занимались международной журналистикой, можно счесть за попытку преемственности. Приглашение в премьерный выпуск Александра Бовина, конечно, было предсказуемо. И хотя его послушать всегда полезно, он все же находится в современном телевизионном контексте. Во всяком случае, Александр Евгеньевич сам не так давно вел свою программу на ТВЦ. Появление на экране кого-нибудь из тогдашних комментаторов, теперь уже забытых властителей дум, представлявших международную политику на ЦТ, у зрителей вызвало бы, наверное, больше интереса - с точки зрения неизбежности сравнений. Можно только приветствовать возвращение в эфир Александра Гурнова, профессионализм которого ни у кого не вызывает сомнения, а динамичная, подчеркнуто уверенная манера ведущего привлекает внимание даже тех, кто и не собирался смотреть эту передачу подробно.
Кстати, о ведущих. На канале "Культура", как известно, по воскресеньям выходит программа "Положение вещей", весьма популярная в среде поклонников всяческих искусств. Только вот с ведущими ей явно не везет. Настойчивость к их смене сродни упорству разборчивой Агафьи Тихоновны, занятой поисками идеального жениха. Чем закончились они для гоголевской героини, мы знаем. В "Положении вещей" ведущие задерживаются ненадолго и, сменяя друг друга, собственным присутствием только прибавляют программе скучной атмосферы.
Новый ведущий Валерий Панюшкин, дебют которого состоялся на минувшей неделе, ничуть не нарушил эту традицию. Если он и мог чем-то удивить, то лишь тем, что с первой его фразы стало ясно, что эта роль ему решительно противопоказана. В чем зрители легко могут убедиться, включив в воскресенье "Положение вещей".