ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий Карякин, литературовед, критик:
- Чем обрадовал? Тем, что заговорил о Л.Берии ("Глас

Юрий Карякин, литературовед, критик:
- Чем обрадовал? Тем, что заговорил о Л.Берии ("Глас народа"). Что, отбросив чушь о каком-то шпионстве в пользу Англии и проч., сказал, что речь должна идти о палаче, садисте, провокаторе, о самом инициативном организаторе геноцида наших народов. О системе, которая порождает бесконечное число доносчиков и палачей. Приклеили сдуру, в спешке, в страхе не ту статью, ну так отмените - чище станет? Не хватило духу отменить эту статью, так отклейте, чтобы подчеркнуть главное, несмываемое. Не столько огорчило, сколько удивило, что кто-то заговорил ("диалектика!") о "светлых и темных его сторонах". Давайте выщипывать черные и белые перышки в хвосте дьявола. Поищите еще "светлое" и "темное" у Гиммлера и пофилософствуйте о непознаваемой сложности человеческой подлости. Шесть орденов Ленина Берии вполне заслуженны: "Хороший коммунист есть в то же время хороший чекист" (В.Ленин, 1Х съезд РКП/б/, М., 1960, с. 377). Вот вам программа, вот вам "модель". А потом А.Микоян разовьет эту ленинскую мысль: "Каждый советский человек должен быть помощником чекистов..."
Перечитайте, продумайте это выстраданное главное завещание вождя: быть чекистами. Уж оно-то, единственное, было выполнено и перевыполнено.
Прозвучало в "Гласе": если б не Берия, мы не имели бы ядерного оружия. Задумались бы: если б Гитлер и Сталин имели монополию на него? Фашизм и коммунизм - не просто убийцы, а самоубийцы, такие, которые свое самоубийство превратили бы в самоубийство всего человечества. Слава тебе, Господи, что ума им не достало вовремя понять, что такое теоретическая физика...
А теперь стоит какой-нибудь партократ со свечкой в руке, не умея и не зная, как перекреститься, и разглагольствует о происхождении коммунистов от Христа. Не хватает только одного: поставить памятники - рядышком - Гитлеру и Сталину, Риббентропу и Молотову, Гиммлеру и Берии.
Аркадий Инин, кинодраматург:
- На этот раз никто не может упрекнуть НТВ в одностороннем освещении чеченской проблемы. Сразу в двух программах - "Итоги" и "Старый телевизор" - Василий Аксенов изложил точку зрению, отличную от точки зрения уже давно не столько творческого, сколько политического ПЕН-клуба. Кстати, еще двадцать участников этого форума подписали письмо, в котором выразили свое несогласие с официальным документом, основанным на "достоверных чеченских источниках" и напоминающим, по словам Аксенова, "типичный советский агитпроп".
А главного югославского оппозиционера Вука Драшковича привечали разные каналы: ОРТ - "Здесь и сейчас" и НТВ - "Герой дня". И там, и там он требовал, чтобы Россия усмирила диктатора С.Милошевича. Но С.Сорокина и А.Любимов тактично уходили от этой скользкой темы.
Набирает силу очень интересная, хотя и неровная программа К.Набутова "Один день". Если день с З.Церетели смахивал на светскую хронику, то день в погранотряде на таджикско-афганской границе был наполнен серьезным и драматическим жизненным материалом.
Несколько странным, на мой взгляд, было присутствие в "Женском взгляде" пламенной В.Новодворской, поведавшей, что она не только "никогда в жизни не пила и не курила", но и "никогда в жизни не занималась сексом".
А на перманентном телемитинге протеста на смену кинематографистам пришли люди в белых халатах. Нет-нет, не врачи, а работники завода "Кристалл". И это правильно, потому что не знаю, как без кино, а без водки - точно не прожить!
Александр Брагинский, кинокритик:
- Редко смотрю ночные передачи. Недавно увидел на РТР "Кино+ТВ" и "Кинескоп". В первой вальяжный, если не сказать развязный Иван Дыховичный решил поразмышлять о киноведении и кинокритике, приписав им мазохистское желание влиять на процесс, - иные фильмы, мол, "поднимая", а другие "вынося вперед ногами". По мнению ведущего, в киноведении, "как во всякой науке, много шарлатанов" и мало понимающих искусство. Просто умилило заключение ведущего, что за последнее время в кинокритике вообще "преобладает презрительное отношение к кинематографу в целом".
Подчеркивая часто, что "хотя я и не ученый, но...", Дыховичный затеял зряшный разговор по поводу судьбы пленочного кино, хотя на Западе все чаще снимают на цифровом видео - тот же победитель недавнего Каннского фестиваля Ларс фон Триер. Дыховичный явно лоббировал пленочникам... Теперь я со страхом жду объявленную им передачу о психоанализе и психологии в кино.
К счастью, умный и тонкий разговор о кино на Каннском фестивале Петра Шепотинника в "Кинескопе" слегка улучшил настроение перед сном. Но почему обе эти передачи, как и репортаж об открытии кинофестиваля в Сочи, были поставлены в эфир после полуночи? Чтобы их видело поменьше зрителей?
Анри Вартанов, телеобозреватель "Труда":
- В эти месяцы - считается, что это чуть ли не кара, ниспосланная людям в високосном году, - много человеческих потерь. Трагическая тема становится серьезным испытанием для ТВ: на оперативность (сообщить как можно скорее), на широту (показать ушедшего от нас в богатстве его человеческих качеств), на глубину (оценить вклад скончавшегося в историю). Не всегда эфир выдерживает этот экзамен: мельтешит, транслирует общие слова, показывает банальные, приевшиеся от многократного повторения кадры...
На минувшей неделе случилась трагедия со Святославом Федоровым. Уже через несколько минут ТВ сообщило о ней: сначала на словах, затем с показом кадров, снятых на месте авиакатастрофы. Спустя час мы стали свидетелями событий того же дня, проведенного Федоровым в Тамбове, перед вылетом в столицу. А потом пошли съемки, сделанные ранее в разное время: выступления медика в качестве кандидата в депутаты и в президенты, его рассказы о своей жизни в домашнем кругу... ТВ отработало горестную тему безукоризненно.