ПОЧЕМ "ФУНТ" ЭЛЬГИ

29 июня первое звено железнодорожного пути будет уложено на грандиозной стройке - линии от разъезда Улак, что на Байкало-Амурской магистрали, до Эльгинского месторождения коксующихся углей, которое расположено в южной части Якутии. Протяженность трассы - 320 километров. Природно-климатические и геофизические условия, мягко говоря, сложные: вечная мерзлота, Становой хребет, среднегодовая температура - минус 12 по Цельсию, сейсмичность - до семи баллов, в периоды паводков вода поднимается до 10-12 метров... Прошедшей зимой столбик термометра опускался ниже 50 градусов. Отказывалась работать техника, но люди оказались сильнее: несмотря на то, что стройка начиналась поздней осенью и "разворачиваться" приходилось в тяжелейших условиях, сегодня уже полным ходом идет подготовка к укладке первого звена железнодорожного пути.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Наверное, в прежние времена о начале и ходе такой стройки сообщали бы все средства массовой информации. Еще бы: месторождение богатейшее. При самом интенсивном использовании угля хватит лет на 120. А если вспомнить ежегодно повторяющиеся топливные проблемы Дальнего Востока и учесть, что стальной путь от Лены до Амура, который называется БАМом, практически не работает, можно понять, насколько важна эта стройка. Ведь дорогу-то построили, а вот о комплексном развитии региона, располагающего крупнейшими в России и Азии месторождениями разнообразного промышленного сырья, забыли. А люди, которые осели в регионе? Без работы, без надежды... Их тоже надо было спасать.
В 1997 году правительство России возложило функции по координации деятельности, связанной с развитием зоны БАМа, на Министерство путей сообщения Российской Федерации. Главную свою задачу в этой ситуации МПС видит в загрузке магистрали. В рамках федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья по инициативе МПС действует "Программа хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998-2005 годы". Строительство подъездного пути к Эльгинскому угольному месторождению, которое ведет Балтийская строительная компания, - одна из ее главных составляющих. Есть, правда, одно "но": программа федеральная, но стройку МПС ведет пока за свой счет, вероятно, в надежде, что правительство, вникнув в ее значимость для России, в будущем поможет финансами.
ДО СЕДЬМОГО ПОТА
Сюрприз ждал строителей уже на нулевом пикете трассы. Под мерзлым слоем земли оказались обводненные грунты, которые не поддавались разработке. Пришлось принимать неординарные решения, чтобы дать возможность монтерам пути уложить первые километры трассы... Впрочем, похоже, что подобных неординарных ситуаций на трассе будет немало. Судите сами - предстоит переработать 70 миллионов кубометров земли под земляное полотно, отсыпать притрассовую автомобильную дорогу, прорубив для нее просеку, построить около 300 искусственных сооружений, из которых 57 крупных мостов, наконец, пройти Становой хребет со средней высотой до 1200 метров над уровнем моря, а в его высшей точке - 2412 метров! Но и это еще не все: нужно обеспечить стройку электроэнергией, а позже - проложить линию электропередачи, уложить 380 километров железнодорожного пути, проложить линию связи, построить технологические здания и сооружения.
Первый миллион кубометров грунта был переработан уже в апреле. За зиму первопроходцы подготовили фронт работ для механизаторов, взрывников, мостостроителей, путейцев. Все понимают, что четыре года, отпущенные на эту стройку, срок предельный, а потому требуется максимум усилий от всех, кто к ней причастен.
"ДИОГЕНОВ" НА ЭЛЬГЕ НЕ БУДЕТ
Огромные объемы строительно-монтажных работ предполагают привлечение большого количества людей, а значит, и материальных затрат на их обустройство. Но БСК уже имеет опыт подобных строек, а потому и возможность максимально сократить затраты на привоз и содержание людей. Палаток или "диогеновых" бочек на стройке не будет. Метод строительства трассы - вахтовый. Он не предусматривает строительства временных поселков.
Основные службы будут размещены на прирельсовой базе на четвертом километре трассы. Здесь будут столовые, магазины, баня, прачечная, теплые помещения для отдыха людей. База будет единой для всех подразделений, работающих на строительстве линии Улак - Эльга. Не будет и сборно-щитовых домов, они ушли в прошлое. Жилье строители собирают из новых конструкций хабаровского завода "Стройконтейнер". Его продукция - вагончики контейнерного типа хорошо зарекомендовали себя в условиях сурового климата. Такими вагончиками обустраиваются сегодня поселки нефтяников, газовиков, геологов. В общем, БСК старается сделать все возможное для того, чтобы строители новой трассы чувствовали себя уютно и комфортно.
БСК НАЧИНАЕТ И СТРОИТ
Половина железнодорожной линии Улак - Эльга проходит по Амурской области, вторая - по Якутии. На территории Амурской области создано уже семь подразделений Балтийской строительной компании. БСК-19 поручены общестроительные работы, рубка просеки, строительство малых искусственных сооружений и укладка верхнего строения пути, БСК-20 и БСК "Бамстроймеханизация" заняты на отсыпке земляного полотна, разработке выемок и площадок под мосты, БСК-21 отвечает за энергоснабжение, БСК-25 ведет строительство промышленных и гражданских объектов, БСК-30 возводит мосты, БСК "Взрывпром", как следует из названия, взрывает вечномерзлые и скальные грунты. В общем, работа вступила в стадию отлаженного, четкого ритма, когда можно проследить всю "картину" в целом и управлять ею из штаба БСК-Восток, который находится в столице. Вот почему к аббревиатуре "БСК" в регионе уже привыкли. Тем более что благодаря компании многие местные строители получили долгожданное дело, по которому успели соскучиться со времен БАМа.
В нынешнем году строителям предстоит отсыпать земляное полотно и уложить путь до 40 километра. Одновременно строится и автомобильная дорога, которая жизненно необходима для сооружения главного - железнодорожного пути. Задача года - построить 120 километров автотрассы. Активно ведется реконструкция станции Улак. В поселке Горном уже в конце месяца сдается амбулатория, на станции Верхнезейск - административно-бытовой корпус. В работе - 12 мостов на будущей железнодорожной линии и два - на автодороге. До 1 июля механизаторы должны сдать земляное полотно под укладку главного пути до 23 километра. А 29 июня в честь укладки первого звена железнодорожного пути строители решили устроить небольшой праздник и заложить часовню, чтобы осталась память о тех, кто в тяжелейших условиях строил эту дорогу. Наверное, - правильно. Строители хоть и трудятся на "краю" земли, но чувствуют себя в центре событий.