04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕК СОФРОНИЦКОГО

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 08 Июня 2001г.
В день 100-летия великого мастера фортепиано он будто снова дал концерт в Московской консерватории. Рояль пел, рокотал, журчал бисерными пассажами. Малый зал то и дело взрывался аплодисментами, но у инструмента никого не было. Звучали записи Владимира Владимировича Софроницкого...

В ХХ веке было два великих пианиста: Рахманинов и Софроницкий... Это не мои слова: так считали Лев Оборин, Яков Зак, Яков Флиер - сами по себе крупнейшие мастера фортепианной игры, слышавшие Гофмана, Шнабеля, Игумнова, Рихтера, Гилельса, Микеланджели, Гульда... Выступившие нынче в любимом зале Софроницкого его ученики, младшие коллеги говорили об уникальном даре артиста, проявившемся по-моцартовски рано (с юных лет он концертировал со всевозраставшим успехом).
- Главным для Софроницкого была не пулеметная, "индустриальная" виртуозность, распространенная сейчас на концертной эстраде во всем мире, - сказал народный артист СССР профессор Николай Петров. - Его целью был выразительный звук, через который этот подлинный художник фортепиано передавал весь спектр человеческих эмоций. Софроницкий принадлежал к поколению учителей - среди них Нейгауз, Гольденвейзер, Файнберг, Оборин, воспитывавших у своих учеников именно такое ответственное отношение к звуку как к средству тончайшего художественного выражения. Притом у каждого из профессоров была своя исполнительская школа. К сожалению, сегодня это разнообразие традиций почти утеряно. Играют усредненно, ремесленно, не выжимая у слушателя и слезинки...
- Не могу себе представить Софроницкого 100-летним стариком, - призналась ученица мастера, профессор Ольга Жукова. - Даже не потому, что он дожил только до 60. Владимир Владимирович был натурой ярко романтической, с огромным масштабом эмоций. Он и нас так учил: играйте крупно, на весь зал, а не себе под нос, "курлю-курлю"...
О том, что традиции Софроницкого все же не канули в Лету, свидетельствовали горячие аплодисменты, которыми публика наградила и Ольгу Жукову, сыгравшую пьесы Шуберта и Шопена, и Виктора Мержанова ("Арабеска" Шумана), и Алексея Наседкина (10-я соната Скрябина - любимейшего композитора Софроницкого), и Юрия Слесарева (этюды-картины Рахманинова), и Андрея Эшпая, блестяще исполнившего "под занавес" (в дуэте со скрипачкой Элеонорой Дмитерко) свои "Венгерские напевы" - сочинение, написанное как раз тогда, когда будущий автор "Сережки с Малой Бронной" и многих других популярных мелодий занимался в фортепианном классе Владимира Владимировича Софроницкого.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников