ЛИЦОМ К ЛИЦУ С АКЦИОНЕРАМИ

Завтра делегация ОАО "Газпром" вылетает из Москвы, чтобы встретиться с акционерами компании, которые живут в Республике Коми и на севере Западной Сибири. За пять дней газпромовский "десант" высадится в пяти городах: Ухте, Надыме, Новом Уренгое, Югорске и Тюмени. Мы попросили одного из участников делегации, заместителя начальника Управления ценных бумаг Александра ЦЕГЕЛЬСКОГО, курирующего в Газпроме работу с акционерами, рассказать о целях этой поездки.

- Александр Иванович, зачем это представителям Газпрома вдруг понадобилось отправляться для общения с акционерами так далеко - ведь, наверно, в Москве их тоже достаточно много?
- Совсем не вдруг. Подобные встречи Газпром проводит не впервые. В 1999 году мне довелось встречаться с нашими акционерами в нескольких северных городах - Надыме, Новом Уренгое, Югорске. В 2001 году выезжала уже целая делегация, причем в два тура. Первый совершался в канун годового собрания акционеров в мае - июне. Встречи проходили в Томске, Сургуте, Оренбурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Второй тур был уже после годового собрания - мы выезжали в Самару, Волгоград, Астрахань, Краснодар, Пермь.
Теперь объясню, почему нам не сидится в Москве. Дело в том, что у Газпрома, крупнейшей газовой компании мира, очень много акционеров - более полумиллиона, и живут они не только в столице. Для маршрутов наших поездок мы выбираем города, где живет наибольшее количество наших акционеров. Эти поездки приближают нас к населению, к регионам.
- В прессе уже отмечалось, что Газпром проводит эти акции в рамках подготовки к общему годовому собранию акционеров. Значит, вы отправляетесь в такую даль, чтобы объяснить акционерам, как надо голосовать?
- Я бы не стал привязывать цели этой поездки исключительно к собранию акционеров. Действительно, в ходе встреч мы собираемся разъяснить акционерам детально процедуру голосования, предоставить им все необходимые информационные материалы, подготовленные к собранию. Но цели наших поездок шире - они связаны с необходимостью образовывать акционеров, объяснять им, как работает Газпром, как распределяется прибыль, начисляются дивиденды.
Кроме того, мы разъясняем и чисто организационные моменты, связанные с правами собственности на акции - например, вопросы передачи акций по наследству, дарения их и т. п. Большая группа вопросов, которые нам обычно задают, касается цены акций, возможности их продажи зарубежным инвесторам.
Есть и нюансы, связанные с формированием реестра акционеров. Так, в 1994 году многие стали акционерами Газпрома в результате проведения чековых аукционов, однако при занесении данных о них в реестр были допущены неточности в написании имен, номеров паспортов. Некоторые акционеры вообще забыли, что стали владельцами "кусочка" Газпрома. Мы ведем работу по сверке всех данных реестра, напоминаем людям о том, что они являются нашими акционерами. Несколько раз давали объявления об этом и просили получить официальные документы, подтверждающие право собственности на акции. Кстати, даже те, кто запамятовал, что являются нашими акционерами, все равно не потеряли своих дивидендов: их деньги отправляются им по почте, а в случае возврата хранятся в столичном филиале Газпромбанка.
- Сейчас вы отправляетесь на север, в Западную Сибирь. А куда собираетесь направиться в перспективе?
- География наших маршрутов будет расширяться. Много наших акционеров живет в Казани, Уфе, Саратове, Сочи, Махачкале, Ростове-на-Дону. Очевидно, эти города окажутся на карте новых маршрутов представителей Газпрома.
- Кто из них входит в состав нынешней делегации?
- В составе делегации будет советник председателя правления ОАО "Газпром" Александр Семеняка, специалисты по ценным бумагам, работники "Газпромбанка" и инвестиционной компании "Горизонт", PR-структур Газпрома. Такой состав команды позволит предоставить акционерам консультацию практически по любому вопросу.
- Наверное, Газпрому обходятся недешево такие вояжи? Оправдываются ли расходы?
- Действительно, затраты большие. Кроме того, приличных расходов требует рассылка бюллетеней для голосования к общему собранию акционеров, рассылка информационных материалов в региональные депозитарии. Однако мы убеждены, что эти затраты окупаются. Работа с акционерами в таких формах позволяет нам завоевать доверие инвесторов, обеспечить открытость и "прозрачность" компании, а это один из главных принципов корпоративной политики Газпрома.
Такой подход приносит свои результаты. Растет инвестиционная привлекательность компании, повышается капитализация. Улучшается имидж Газпрома - крупнейшего российского эмитента. Сегодня Газпром является самой крупной компанией страны с самым высоким уровнем капитализации, а его акции -самым доходным финансовым инструментом. Акционеры, инвесторы - истинные хозяева компании, и встречи лицом к лицу с представителями компании помогают им осознать эту ответственную роль.