05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: УМНЫХ ЖЕНЩИН ОБОЖАЮ

Кирченкова Галина
Опубликовано 01:01 08 Июня 2004г.
На новой площадке Театра Луны состоялась премьера "Диагноз: Эдит Пиаф", в которой Смирнитский играет главную роль. Об этом спектакле и многом другом мы беседовали с одним из самых обаятельных актеров, любимце женщин и в хорошем смысле искателе приключений, которому в эти дни исполняется 60 лет.

- Валентин Георгиевич, вам не бывает досадно, что в основном вас воспринимают как Портоса?
- Ну что тут поделать, такое со многими артистами случается. Взять, к примеру, гениального Бориса Бабочкина - чего только стоили его "Дачники" в Малом, "Плотницкие рассказы" на телевидении, а запомнился он всем в образе Чапаева. Вот и мне не застрелиться же, если зрители воспринимают меня как Портоса.
- Как вы им стали?
- По чистой случайности, как и все попавшие в этот фильм. Основным претендентом на роль Д'Артаньяна был Александр Абдулов, а Михаил Боярский пробовался на Рошфора. Вениамин Смехов появился в последний момент, как и я. Мне позвонили с Одесской киностудии и предложили приехать на пробы. Я сидел на бюллетене со сломанной ногой, делать было нечего и поэтому решил: а почему бы не прокатиться за казенный счет на берег Черного моря? На студии меня одели по пояс, поскольку мешал гипс, и сделали пробы. Через неделю после возвращения в Москву получил известие, что утвержден на роль Портоса.
- Трюки вы делали сами?
- Нет. Мы слегка тренировались, фехтовали, сидели в седле, Боярский делал какие-то трюки, а я - нет. Для этого есть каскадеры. Актер вообще не должен собой рисковать - если с ним что-нибудь случится, все производство встанет.
- Значит, вы себя считаете баловнем судьбы?
- Я бы так не сказал, хотя в Щукинское училище поступил сразу и в кино начал сниматься рано. И все-таки широкую популярность мне принес фильм Михаила Богина "Двое", в котором мы играли с Викой Федоровой - дочерью знаменитой Зои Федоровой. Эта лента отхватила два главных приза на Московском международном кинофестивале - "Золотой приз" и премию прессы. После фильм закрыли, потому что Миша Богин эмигрировал, а Вика уехала к отцу в Америку. Больше двадцати лет фильм пролежал "на полке", пока в начале перестройки его не вытащили из забвения. Так что в чем-то мне везло, а в чем-то и не очень. К счастью, я всегда считал себя театральным человеком, и уж тут мне действительно везло, потому что после училища я попал в Ленком к Анатолию Эфросу.
- И все-таки какая у вас была самая большая неудача?
- У меня их было так много, что я не берусь выделить какую-то одну. Никогда не освистывали, но холодные приемы бывали. Как-то мы играли с одной известной актрисой, и зал был "мертвый". Вы не представляете, как мне было стыдно.
- Какой зритель для вас самый идеальный?
- Честно говоря, никогда об этом не задумывался, но так как в зале в основном превалируют женщины, то я рассчитываю на их отзывчивость.
- А какие качества в них вы цените больше всего?
- Ум.
- Но большинство мужчин как раз предпочитают красивую внешность...
- У меня большой опыт общения с женщинами. Для легкого флирта броская внешность имеет какое-то значение, но для жизни... Живешь-то не с красотой, а с человеком, и если женщина умна, то и скандалов в семье меньше, и тебя больше понимают.
- Обычно в актерских семьях не любят, когда дети идут по их стопам. А вы?
- Моя дочь, слава Богу, окончила Суриковский лицей и сейчас учится во ВГИКе на художника-постановщика. А вот у Марины, дочери моей нынешней жены, идея фикс - стать актрисой. В прошлом году поступала в театральное, не поступила и пошла в Институт культуры. Теперь снова будет пытаться. А недавно сказала: "Никогда не думала, что актерская профессия - такая зависимая"... Я ей говорю: "Зависимее не бывает. Иногда тобой руководит идиот, и ты ничего поделать не можешь".
- А вы не могли бы посодействовать ей?
- Жена тоже мне намекала... Я сразу отрезал: никого просить не буду, посоветовать, подсказать - пожалуйста, но "толкать" - нет. Любое протеже для этой профессии губительно.
- Насколько я знаю, ваша супруга - директор Театра Луны?
- Да, но мы с ней познакомились, когда она еще не была директором, и даже не предполагали, что наш производственный роман закончится браком, Лидия Николаевна - женщина самостоятельная, целеустремленная и поэтому больше поддерживает меня, чем я ее.
- В спектакле "Путешествие дилетантов" вы очень убедительно сыграли императора Николая Павловича. Насколько верны слухи о вашем дворянском происхождении?
- Да, у меня довольно известные предки, например, прадедушка был генерал-губернатором Тифлиса, имел Золотую звезду бухарского эмира. Выходит, и я дворянской породы.
- Вы посещаете какие-то дворянские собрания, ассамблеи?
- Да нет, ни к чему это. Никаких особняков у нас не осталось, кичиться мне особенно нечем. Все быльем поросло.
- Но как же вы - потомственный дворянин, и вдруг снимаетесь в рекламе?
- Когда началась вся эта свистопляска с ценами и надо было как-то выживать, то я, скрипя зубами, согласился сниматься в рекламе. Да и теперь, если предложат, подумаю, прежде чем отказаться. Конечно, не буду расхваливать прокладки и контрацептивы и уж тем более накануне выборов участвовать в политическом пиаре. Не потому, что я аполитичный человек, просто подобные акции мне кажутся нечистоплотными.
- А в профессии у вас есть запретные темы?
- В свое время мне предлагали роли в сериалах с матерной лексикой и с пошлыми эротическими сценами. Несмотря на солидные гонорары, я отказался - не выношу и никогда не пойду на это.
- Но согласились бы сыграть какого-нибудь несусветного подонка?
- Это по-своему интересно. Не так давно сыграл в "Вокзале" крайне одиозного милиционера-"оборотня".
- Иногда актеры до того входят в роль, что не могут выйти из нее. С вами такое случалось?
- Со мной - нет, но я знаю массу примеров. Профессия актера вообще ненормальная, она часто связана с "клиникой". Многие мои коллеги так заигрывались, что оставались в этом состоянии навсегда, уходили кто в алкоголизм, кто прямо в дурдом... Это надо четко понимать и иметь свои "заслонки" в голове.
- Например?
- Уметь отвлекать себя другими вещами. Раньше у меня была роскошная дача, где я любил отключаться на природе. Теперь я нахожу другие способы, чтобы уединяться на несколько дней, посидеть-почитать, и при этом никаких разговоров о театре - пусть лучше меня окружают шахтеры, маляры, дворники...
- Я неспроста заговорил о психофизике, так как в постановке "Диагноз: Эдит Пиаф" вы играете врача-психиатра.
- Да, причем у него есть своя клиника для душевнобольных. Метод его лечения заключается в том, что он пытается оградить своих пациентов от внешнего мира, внушая им, будто они исторические персонажи.
- Где вас еще в ближайшее время можно увидеть?
- В разных антрепризах. Есть два предложения в кино. Одно, наверное, приму: Юрий Кара собирается снимать историю жизни актрисы Валентины Серовой - жены Константина Симонова, которой он посвятил свое стихотворение "Жди меня". В то время жил и творил режиссер Алексей Дикий. Так вот Кара углядел в нас портретное сходство. Сейчас я снимаюсь на канале "Культура" в "Медной бабушке" по пьесе Леонида Зорина. Играю приятеля Пушкина - Сергея Соболевского. Когда-то эту пьесу ставили во МХАТе, где главную роль репетировал Ролан Быков, но ему запретили играть великого поэта и пришлось вводить Олега Ефремова. И все равно спектакль закрыли. Режиссер Михаил Козаков долгие годы не мог с этим смириться и вот теперь снимет это произведение на телевидении. Нашел какие-то маленькие деньги, поэтому мы фактически работаем из любви к искусству, к Пушкину и Козакову.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников