СПАЛЬНЫЙ МЕШОК ДЛЯ КОСМОНАВТА

Недавно в небольшом американском городке Порт-Джефферсон, что в часе езды от Нью-Йорка, завершила работу не замеченная прессой международная конференция, на которой специалисты ведущих стран в узком кругу обсуждали, казалось бы, неожиданный вопрос: какую дополнительную защиту от радиации необходимо установить на строящейся космической станции. Неожиданной тема кажется потому, что не очень понятно, зачем нужны дополнительные экраны? Разве имеющаяся защита на станции ненадежна? Тремя месяцами ранее эти же специалисты рассматривали различные аспекты обеспечения радиационной безопасности в другом американском городе - Хьюстоне. Почему ученые стали встречаться так часто? Может быть, космонавты и астронавты подвергаются избыточному облучению? С этими вопросами я обратился к участнику секретной конференции в Порт-Джефферсоне, заведующему лабораторией радиационной безопасности космических полетов Института медико-биологических проблем РАН Вячеславу ШУРШАКОВУ.

- Прежде всего хотел бы заметить, что ничего секретного на наших встречах не обсуждалось, - сказал Вячеслав Александрович. - В Порт-Джефферсоне, например, состоялась запланированная заранее, уже третья по счету конференция исследователей космической радиации. Специалисты из США, европейских стран, Японии, России анализировали ситуацию, связанную с измерением потоков галактических частиц, проникающих на станцию и воздействующих на членов экипажа. Что касается дополнительной защиты, то она никогда не бывает лишней, ибо даже сравнительно небольшая радиация не приносит пользу организму. В соответствии с рекомендациями международной комиссии у нас принят жесткий стандарт: общая накопленная доза облучения для российского космонавта не должна превышать 1000 милли-Зивертов (мЗв). Годовой максимум - 500. А в течение полугодового полета командир или бортинженер могут получить от 50 до 150 мЗв (мощность внешнего излучения соответственно от 5 до 15 рентген. - В.Г.). Так что и речи нет об избыточных дозах радиации. Разумеется, я не хочу этим сказать, что никакого негативного воздействия на организм не происходит. Профессию космонавта я бы, безусловно, отнес к "вредным" (как и профессии шахтеров, металлургов, пожарных... ). И если появляется возможность уменьшить воздействие неблагоприятных факторов на организм, значит, этим надо серьезно заниматься. На конференции, а также и в кулуарах как раз и шла речь о том, надо ли дополнительно защищать спальное место космонавта, например, полиэтиленовыми плитами или каким-то другим способом...
- Не те ли это плиты, вокруг которых разгорелся долго скрывавшийся конфликт между российскими и американскими участниками строительства Международной космической станции (МКС)? О скандальной ситуации стало известно общественности лишь полгода назад из публикации в "Труде" ("Облучение на орбите", 29 января 2004 г.), которая прорвала информационную блокаду. Напомним читателям суть спора: астронавты доставили на орбитальную станцию полиэтиленовые "кирпичики", выложили ими стены каюты на российском сегменте МКС, а в американской части звездного дома соорудили так называемый саркофаг, в котором ночуют посланцы США. Хорошее дело, но после жесткого протеста наших официальных лиц ("надо еще проверить, не опасен ли этот материал") американцы демонтировали и увезли плиты из российской каюты, а саркофаг, естественно, остался. С тех пор ночующие в нем астронавты получают на 15 процентов меньше радиации, чем наши космонавты. В этой связи интересно узнать, как на конференции шло обсуждение спорного вопроса и к каким выводам пришли специалисты?
- Споров-то у нас на самом деле и не было, обсуждение шло в обстановке взаимопонимания. Совместно с американскими коллегами мы подготовили ряд предложений по установке дополнительной защиты спального места космонавта. Речь не только о полиэтиленовых плитах. Расскажу об одном из интересных вариантов, подготовленных специалистами США, для проведения совместного российско-американского эксперимента на МКС. Речь о необычной конструкции - переносном спальном месте космонавта. Компактная новинка напоминает разборный пенал или, лучше сказать, "спальный мешок" для космических походов. Сверху - конусовидная "крыша" с большим открытым окошком на уровне лица. В полые стенки и крышу пенала помещают воду, точнее, три слоя заполненных ею плоских пакетиков (каждый - чуть больше ладони). Это и есть дополнительная защита. Космонавт сначала снимет переднюю стенку, затем, войдя в пенал, поставит ее на место. Спать в этом "спальном мешке" можно как в каюте, так и в любом другом месте служебного модуля. В условиях невесомости нет "верха" и "низа", потолка и пола, вертикального и горизонтального положения тела, поэтому не имеет значения, как будет установлена конструкция.
- Почему предлагается водяная защита, а не из полиэтиленовых плиток?
- Можно использовать и плитки (из них, как уже говорилось, собран "саркофаг" в американском сегменте). Кстати, один из американских астронавтов поместил дозиметр в саркофаг. Оказалось, что доза облучения внутри в ряде случаев на 30 процентов меньше, чем снаружи. И полиэтилен, и вода одинаково хорошо ослабляют дозу, создаваемую потоками нейтронов внутри космического корабля, лучше, чем это делает, скажем, алюминий, из которого сделаны стенки корабля. Но полиэтилен имеет и недостатки - это горючий материал, может "газить", значит, потребуется особая изоляция. А самое главное, воду в экстремальных ситуациях можно использовать по прямому назначению (для хозяйственных нужд, тушения пожара и т.д.). Вот почему, на мой взгляд, это очень перспективный проект. "Спальный мешок" изготавливается из особого материала типа брезента, и его можно доставить с помощью "Прогресса" на МКС, пока "Шаттлы" не летают... А потом, используя имеющиеся на станции российские дозиметры, определить, на сколько удалось уменьшить дозу.
- Сколько потребуется водяных пакетиков на одно спальное место?
- Около 150. А масса воды - примерно 40 килограммов. Сначала, конечно, нужно будет провести эксперименты, опытную эксплуатацию нового спального места, послушать, что скажут космонавты. И только после этого принимать окончательное решение.
- Стоит ли овчинка выделки? Не перестраховываетесь ли вы и ваши американские коллеги, рекомендуя установить дополнительную защиту спальных мест на МКС?
- У меня и моих коллег нет сомнений в том, что подобные меры необходимы. Ведь речь идет о здоровье членов экипажа. Врачи не советуют гражданам лишний раз проходить рентгеновское обследование в поликлинике, космонавты же не раз в год, а ежедневно получают такую же дозу. По данным директора НИИ канцерогенеза Онкологического научного центра Российской академии наук, члена-корреспондента РАМН Давида Заридзе, после 40 рентгеновских обследований риск заболевания раком легких увеличивается на 50 - 70 процентов. Нужны ли еще аргументы?
Но, помимо сказанного, есть еще один важный момент. В недалеком будущем ожидается существенное, возможно, двукратное усиление галактического излучения. Это всегда происходит в периоды минимума циклов солнечной активности. Значит, суточная доза радиации, получаемая космонавтами и астронавтами, может составлять не 0,3 милли-Зиверта, а 0,6 - 0,9 мЗв. Поэтому дополнительная защита пришлась бы очень кстати. Такие индивидуальные спальные места, на мой взгляд, необходимо организовать для всех членов экипажа (возможно, когда-нибудь на МКС будут работать, как и планировалось, 6 человек). И, конечно же, водяная защита от радиации потребуется в корабле, на котором отправится марсианская экспедиция. Так что работы в этом направлении, эксперименты надо начинать, не откладывая.
- Когда может быть отправлен на МКС первый пенал с водяной защитой?
- Если будут выделены необходимые средства, то, объединив усилия РКК "Энергия", Института медико-биологических проблем и других организаций, новую конструкцию можно было бы смонтировать на станции уже в 2005 году. Но пока "спальные мешки" и "полиэтиленовые кирпичи" долетят до станции, можно воспользоваться простой, но оригинальной идеей, предложенной моей коллегой из ИМБП РАН, отвечающей в том числе за своевременную доставку космонавтам салфеток, полотенец и других полезных вещей. Таких средств гигиены на корабле имеется достаточное количество, они представляют собой полиэтиленовые пакетики с марлевой тканью, пропитанные лосьоном, и в настоящее время складированы в различных местах станции. Если разместить эти пакетики на стенке каюты в три слоя, например, в специальной укладке с ячейками, то они по своим радиационно-защитным свойствам будут эквивалентны слою полиэтилена или воды, а значит, ослабят дозу радиации в каюте и при этом освободят достаточно большие объемы, предназначенные для их хранения на станции.
Беседу вел