НЕ ВСЕ ЗАВОДЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ...

"Мы готовы по справедливой рыночной цене выкупить у правительства Москвы контрольный пакет акций МНПЗ, принадлежащего Московской нефтегазовой компании (МНГК)", - сообщил журналистам зампред правления Газпрома и глава Газпромнефти Александр Рязанов. Он отметил, что соответствующее предложение уже сделано, однако "Москва пока ничего не сказала".МНГК принадлежит 38,13% уставного капитала МНПЗ (50,84% голосующих акций), структурам Газпромнефти - 38,83 % (36,84%), структурам "Татнефти" - 18% (7,64%). В свою очередь, 69% акций МНГК принадлежат правительству Москвы, 31% - компании Sibir Energy.

По оценкам аналитиков, рыночная стоимость МНПЗ составляет около 1,3 млрд. долларов. А цена пакета, который хочет приобрести Газпром, может доходить до 1 млрд. долларов. Впрочем, пока президент МНГК и владелец SE Шалва Чигиринский не подтвердил факт предложения со стороны Газпрома. Московские власти пока не комментируют инициативу газового концерна. Однако в мэрии опровергли слухи о грядущем переводе МНПЗ из Капотни за пределы города в рамках реорганизации промзон. Завод дает Москве почти 60% потребляемого в городе бензина, пояснил сотрудник правительства Москвы. А потому остановка предприятия негативно сказалась бы на столичном рынке топлива.
Впрочем, представитель мэрии отмечает, что реорганизация все-таки коснется МНПЗ - в первую очередь по экологическим соображениям. Коль скоро вывести предприятие за черту города в одночасье не удается, производство сделают менее вредным для здоровья москвичей. По его словам, уже в этом году в технологические процессы завода будут внесены соответствующие изменения. Собеседник в московском правительстве сообщил, что уже создана специальная комиссия, которая займется выработкой мер по снижению вредных выбросов в атмосферу и повышением качества бензина.
Таким образом, подчеркивает источник, московские власти проявляют гибкий подход к реорганизации промзон. Заводы, которые пока являются жизненно необходимыми для города, придется оставить - разумеется, при улучшении экологических показателей. А производства, которые не удается улучшить, и те, которые уже не работают или не являются для города особо важными, будут выведены из соседства с жилыми кварталами. Например, в марте правительство Москвы приняло решение о реорганизации промышленных зон Юго-Восточного административного округа столицы, где они занимают 35% территории.
Принято решение о реорганизации промышленных зон "Люблино-Перерва", "Грайвороново", "Южный порт", "Серп и Молот", "Некрасовка", "Карачарово", "Курьяново", "Волгоградский проспект", "Капотня" с выводом экологически вредных производств. До 2020 года в них появится 7,7 млн. метров жилья.
Кроме того, в планах города реорганизация Павелецкой промзоны, Варшавского шоссе, территорий, связанных с "Москва-Сити". В некоторых районах округа реорганизация уже началась. Например, в Рязанском районе на месте бывшей промышленной зоны уже ведется строительство крупного жилого микрорайона.
Будут реконструированы промзоны и другого района на юге Москвы, но не с восточной, а с западной стороны. На сегодняшний день территория Обручевского района составляет 604,6 гектара, но на жилую застройку приходится всего 36% общей площади. Значительную часть занимают промышленная зона и два крупных лесопарковых массива. Генпланом Москвы одобрена смена функционального назначения и перепланировка промышленной зоны "Воронцово". В Обручевском районе на территории автокомбината N 12 построят квартал площадью 250 тыс. кв. метров. Проект включает освоение подземных и наземных территорий. А по окончании строительства на месте автокомбината появится 180 тыс. кв. метров жилья бизнес-класса и 70 тыс. кв. метров офисных площадей класса "А". Строительство планируется начать во втором квартале 2008 года и закончить не позднее 2010 года.
Таким образом, в Москве одновременно реализуется несколько программ, направленных на создание принципиально нового современного облика столицы. Среди них - комплексная программа промышленной деятельности, программа освоения резервных территорий, программы перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных в городе, и реабилитации освобождаемых территорий, а также долгосрочная программа правительства по подготовке размещения объектов промышленности и малого предпринимательства. Очевидно, что в условиях сокращения свободных участков, пригодных для застройки, реорганизация промзон становится значительным ресурсом реализации проекта по созданию рынка доступного жилья.
Куда же переедут промышленные предприятия, подлежащие выводу из города? На этот вопрос отвечает проект "Пром-Сити Москва", который является частью программы перебазирования заводов. Его первый этап предусматривает реализацию пилотного проекта "Пром-Сити Москва-Север". В Северном округе столицы, в районе Молжаниново, планируется преобразовать территорию коммунальной зоны "Планерная" площадью до 100 гектаров в принципиально новую, где расположатся модернизированные промышленные производства, будут созданы условия для развития новейших технологий, инновационных центров. Естественно, "Пром-Сити Москва-Север" предполагает создание новых рабочих мест, строительство жилых микрорайонов, решение транспортных проблем.
На данный момент ведется работа по подготовке технико-экономического обоснования проекта и исходно-разрешительной документации по конкретным объектам. По итогам конкурса, проведенного департаментом градостроительной политики, выбран заказчик для проектирования и строительства городских инженерных коммуникаций. Ведется работа с москвичами, которым предстоит переезд на новое место жительства, идут переговоры с соседним регионом, так как новая производственная территория граничит с Московской областью.