За и против увеличения пенсионного возраста

Зачем «мертвым душам» увеличивать пенсионный возраст?

Постоянное реформирование пенсионной системы остается тайной за семью печатями. Люди элементарно не понимают, что происходит с их деньгами, куда они идут и как тратятся. К тому же у нас отсутствуют распространенные в западных странах механизмы общественного контроля за работой пенсионных фондов. Единственная информация, доступная россиянам, — мало кому понятные ежегодные «письма счастья», сведения Пенсионного фонда России (далее — ПФР) об имеющихся накоплениях. При этом мы постоянно слышали сначала намеки на необходимость повышения возраста выхода на пенсию, а теперь этот процесс стал неизбежен. Вопрос в том, как он будет происходить.

Пока же увеличение пенсионного возраста с нынешних 60 лет для мужчин — дело сомнительное, если не сказать жестче. Особенно для мужчин, когда их пенсионный возраст, если его еще повысить, станет выше средней продолжительности их жизни.

Сегодня в стране пенсию получают около 39 млн человек, но 9 млн фактически являются не пенсионерами, а получающими социальные пособия: инвалиды, дети погибших военнослужащих. Общество должно обеспечивать эти группы людей, тем более что такое обязательство записано в Конституции.

Но надо называть вещи своими именами — для выплаты социальных пособий следует использовать бюджетные средства, а не пенсионные. Конечно, нагрузка ляжет на налогоплательщиков, но сокращение на четверть количества пенсионеров даст возможность видеть реальную картину пенсионной системы в стране.

Существующие пенсионные начисления сейчас удается взимать во многом благодаря тому, что они являются обязательными. Хуже всего обстоит ситуация с накопительной частью. Если остальные компоненты пенсии опираются на солидарную систему, то есть будут формироваться государством и трудящимися во времени и будут соотноситься с текущим уровнем зарплат и цен, то накопительная часть — это те деньги, которые работник откладывает сегодня, но тратить будет через десятилетия.

Чтобы вернуть доверие в эту сферу, государство должно обязать пенсионные фонды обеспечивать доходность по схеме «инфляция плюс», то есть они должны покрывать инфляцию и давать прирост накоплений.

Сами инструменты инвестиций, доступные пенсионным фондам, также далеки от совершенства. Имея доступ к длинным и относительно дешевым деньгам — мечте любого инвестора, — они продолжают вкладывать средства в фондовый рынок, обладающий спекулятивным характером. Почему деньги не идут в инфраструктурные проекты? Где инвестиции в экономику — топливно-энергетический комплекс, транспорт, жилищное строительство, ЖКХ? Опять же для этого нужны определенные финансовые механизмы, созданные специально для пенсионных денег, дающие именно пенсионным фондам приоритетную возможность делать эффективные вложения.

Эксперты федерального правительства трудятся над обновлением «Стратегии-2020», которая позволит повысить пенсии на 15–17%. Однако для этого по достижении пенсионного возраста россиянам придется согласиться работать от 1 года до 5 лет, не получая при этом пенсию. «Это завышенное ожидание, — комментирует ситуацию для „Труда“ Евсей Гурвич, глава экспертной группы „Стратегия-2020“. — Ведь в таком случае пенсия должна вырасти в 1,5 раза, что будет разорительно для ПФР. При достижении низкой инфляции можно обеспечить повышение пенсий максимум на 10–12%. В 2011 году дефицит Пенсионного фонда достиг 875 млрд рублей, а в 2012 году может удвоиться до 1,75 трлн рублей».