21 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.62   € 73.61
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Здесь были реставраторы...

35 лет лет в Доме Палибина размещался Институт реставрации. И вот это здание передается фонду с богоугодным названием, предоставляющим финансовые услуги...
Гузель Агишева, Виктория Пешкова
00:23 08 Июня 2018г.
Опубликовано 00:23 08 Июня 2018г.

Кто и зачем отбирает Дом Палибина у коллег Саввы Ямщикова


Этот внешне неброский дом в стиле ампир 200 лет назад построил Гавриил Алексеевич Палибин, коллежский советник. Таких домов в Москве было много, но, может, в силу того, что памятники в наше время исчезают с космической скоростью, весьма скромный особняк признан архитектурным памятником послепожарной Москвы. Его уже давно облюбовали реставраторы: дом 35 лет был их штаб-квартирой. Здесь заправлял Савва Ямщиков — реставратор, яркий и страстный пропагандист искусства, бесстрашный человек, которого никогда не останавливали никакие звания и титулы, если речь шла о сохранении культурного наследия.

К слову сказать, Ямщикову в этом году исполнилось бы 80, и его коллеги, бережно сохранившие его кабинет и сделавшие его мемориальным, собирались это событие отметить так, чтобы о реставрации (именно о реставрации и реставраторах подлинного, а не скороспелого и безвкусного «дизайна»!) заговорили бы в полный голос.

У меня хранится весьма колоритная фотография Саввы с Бурденко (адрес Дома Палибина: Бурденко, 23), где он сидит в креслах, зажав в одной руке 5-тысячную купюру, а другой схватившись за голову. Называется «Савва с получкой в руке». И с такими вот «получками» люди делали великие дела. А как Савва светился и горд был, когда вдруг обнаружилась потрясающая находка: под войлоком и штукатуркой — редчайшие расписные обои, а под ними — бумажный слой из различных документов, написанных коричневыми чернилами...

Видимо, то была часть архива Межевой канцелярии, где трудился владелец особняка Гавриил Алексеевич. А под лестницей еще нашли и печь с яркими изразцами! К слову сказать, фрагмент рисунка этих расписанных вручную обоев был использован на внутренней стороне обложки моей книги «Савва Ямщиков: реставратор всея Руси». Так что все закольцевалось: Палибин, Бурденко, 23, Ямщиков.

Саввы нет, отстаивать интересы самих реставраторов все тяжелее. Тем более имущественные. Тем более когда претендент на приглянувшийся домик — само Министерство культуры. Вот захотело оно у реставраторов домик отобрать и передать его в пользование какой-то невнятной организации — Фонду по содействию в создании, развитии и поддержке художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила. Какова претензия! Это вам не баран чихнул. Кто-нибудь слышал про такой фонд, про его дела? Что такого приметного и значительного этот фонд сделал? Что создал, вернул к жизни? А он, оказывается, «предоставляет финансовые услуги». Так у нас в стране каждая если не вторая, то третья шарашка такие «услуги» предоставляет. Никто ничего не производит, не создает сам, но с упоением торгует услугами других.

Об этом говорил в своей передаче «От двух до пяти» Евгений Янович Сатановский — как всегда, не особо стесняясь в выражениях по поводу Министерства культуры, весьма «странного», учитывая то, сколько выходцев из него находятся под следствием по обвинениям в воровстве и сколько дел еще спущено на тормозах...

Теперь выясняются новые подробности. Предоставим слово подлинному защитнику культурного наследия, во многом заменившему Савву Ямщикова, Евгению СОСЕДОВУ:

— Как же стыдно за некоторых деятелей культуры! Председатель думского комитета по культуре и сопредседатель ОНФ Станислав Говорухин поддержал беспрецедентное решение Минкульта по выселению из Дома Палибина Института реставрации. Он назвал открытое письмо заслуженных реставраторов и общественников в защиту института «голословными и необоснованными претензиями, а состояние дома — неудовлетворительным». Хотя именно в последний год дом стал одним из центров волонтерского движения ВООПИиК. Конечно, здесь нет евроремонта и пластиковых окон — наоборот, здесь старый интерьер бережно сохраняется...

Говорухин сказал, что, по его сведениям, «за эти годы никаких работ по сохранению уникального памятника не проводилось, за исключением привлечения волонтеров для очистки фасада от покраски, что является нарушением законодательства, так как подобные работы могут проводить только организации, имеющие специальную лицензию».

То есть высокий деятель нашел нарушение в волонтерских работах под надзором заслуженных реставраторов со всеми согласованиями, а не в повсеместном уничтожении культурного наследия, о котором господин Говорухин почему-то помалкивает. А может, главе думского комитета по культуре неведомо, что такое неудовлетворительное состояние, в котором находится 80% архитектурного наследия России и немало зданий в Москве? Зато он считает правильным передачу дома без конкурса неизвестному фонду. Кстати, основным видом деятельности этой «некоммерческой организации» является предоставление финансовых услуг. Читайте сами.

А в это время

Театр начинается с вешалки. На ней может и закончиться

На сайте Минкультуры опубликован приказ № 602 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». Отныне всем и каждому — от сапожника до художника, от танцора до гримера — лучше бы служить своим музам с секундомером в руках. На 42 страницах убористого текста изложено, сколько специалистов может позволить себе театр — хормейстеров и помрежей, осветителей и репетиторов по речи, администраторов, музыкантов и артистов балета. Не забыли и про цирк: одному слону положено двое «домработников», а пяти лошадям — только один.

На пошив балетной пачки отведено 19 часов 48 минут (чувствуете ювелирный расчет?). Историческое платье костюмер обязан подготовить к спектаклю за 37 минут. На портретный грим отпущена 51 минута, на одевание-переодевание артиста — 18 минут. А как вам нормативы на пейзажную живопись? С квадратным метром равнинного пейзажа художник обязан управиться за 60 минут, а подводного — за 72. Бакст, Бенуа и Коровин переворачиваются в гробах...

Зато всего несколько секунд требуется, чтобы понять: нормативы составляют те, кто сам по ним никогда не работал и работать не собирается. Но их нарушение чиновники будут расценивать как «неэффективное управление вверенным участком культуры». И как это будет на практике? Представим. В каждом театре создается отдел, сотрудники которого с хронометрами в руках бдительно следят, за сколько минут костюмеры пришили оторвавшиеся крючки-пуговицы. Потом составляют отчет для министерства. А там специальный департамент анализирует отчеты и рассылает приказы о наказании нерадивых и награждении расторопных. И все при деле!

Вся эта затея озаглавлена витиевато: «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры». Это было бы смешно, если бы: Театральное сообщество встревожено не на шутку. Помочь делу это нормативное безумие точно не может, а навредить — запросто. Почему министерство, принимая столь жесткий регламентный документ, не посоветовалось с теми, кому придется его исполнять? Ведь такая практика имела место, к примеру, в случае с назначением Сергея Женовача на должность художественного руководителя МХТ. Но тут не один театр, пусть и легендарный, а более 650 по всей стране.

Понятно, таким образом чиновники Минкультуры после череды коррупционных скандалов демонстрируют решимость в охранении каждой государственной копейки. Только вот воровство идет на миллионы, а экономить предлагается на иголках.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!