Ученые из США выяснили, сколько людей нужно для революции

Революционная ситуация возникает тогда, когда перемен начинает требовать не менее четверти населения

Социологи университета Пенсильвании в Филадельфии (США) выяснил, сколько людей должны участвовать в революции, чтобы она увенчалась успехом. Об этом сообщает РИА Новости.

Ученые во главе с Дэмоном Центолой провели эксперимент с участием 200 добровольцев. Они разбили людей на 10 групп и предложили поучаствовать в спорах о том, какие слова нужно употреблять при описании тех или иных объектов или феноменов.

Меняя число «активистов» в этих группах, ученые пытались понять, когда возникнет знаменитая ленинская «революционная ситуация», при развитии которой «народные массы» уступят мнению революционеров и откажутся от общепринятого мнения.

Если участники этих «дискуссий» приходили к единому мнению, им выплачивалось денежное вознаграждение. Соответственно, выражение оппозиционного мнения было невыгодно.

Оказалось, что такие сдвиги начинали происходить только тогда, когда число сторонников революционных идей в группе достигало 25%.

Когда ученые повысили денежные призы в два-три раза, на результат эксперимента это не повлияло. «Революция и в этих случаях начиналась тогда, когда каждый четвертый член группы становился носителем ее идей».

«Даже если какая-то группа людей находится на пороге масштабных изменений, они сами этого не осознают и не понимают, что произойдет в ближайшем будущем. Если их сторонников даже чуть-чуть не хватает, то все усилия активистов будут напрасны. Но удивительно, что когда их число достигает магической отметки в 25%, они резко меняют мнение всего общества», — прокомментировал Центола итоги опыта.

Он отметил, что данный вывод противоречит классическим представлениям экономистов о том, что подобные изменения происходят только тогда, когда их поддерживает более 51% населения.

Это не единственный за последнее время пример исследований движущих мотивов, которыми руководствуются большие группы людей. Недавно ученые из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге выяснили, как работает общественный консенсус и «сарафанное радио».

В сентябре 2015 года американские математики выяснили, как работает «коллективный разум» толпы. А пятью годами ранее они проследили механизм распространения революционных волнений среди широких слоев населения на примере роли социальных сетей в организации «арабской весны».