«Азбука-страшилище» и другие незнакомцы

Государственная публичная историческая библиотека России открыла выставку редчайших книг для детей XVIII - начала XIX века

К наступлению школьных каникул и Международному дню защиты детей Государственная публичная историческая библиотека России приурочила выставку редчайших книг для детей XVIII — начала XIX века из своих фондов. Название «Детское утешение для глаз и души» отсылает в век галантный и романтический, в эпоху сентиментализма. Однако экспонаты убеждают: книга всегда учила ясности мысли и осмыслению всего сущего.

Среди выставленных в зале «Под сводами» 100 раритетов (а тут есть такие, что сохранились в одном-двух экземплярах) множество учебных пособий. Математика, русский язык, теология, физика, ботаника, география, даже этикет — давние издатели заботились о том, чтобы ребенок рос всесторонне развитым, хотя бы в тех семьях, которые могли купить книги. Ясно видно, как возрастает количество иллюстраций: в XVIII веке педагоги считали, что картинки отвлекают детей от познания... Зато одна из первых азбук изобилует изображениями, причем как реальных предметов, так и фантастических существ: в миросозерцании в то время легко уживались аспид и аналой, Адам и Афродита, русская буква «аз» и греческая «альфа», олень и мифический единорог...

Самые ранние экспонаты восходят к той поре, когда Петр, «мореплаватель и плотник», решился прорубить в Европу окно. По словам куратора выставки Людмилы Ларионовой, книг Петровской эпохи уцелело очень мало: в народе тогда еще не привыкли воспринимать их как благо, зато охотно использовали на растопку, обертку и прочие нужды. Тиражи были невелики, хорошо если тысяча экземпляров, потому эти экспонаты — огромная ценность. Редкая библиотека может похвастать, например, изданием 1840 года «Азбука-страшилище, или Наука отучать детей от французских глупостей». Не пугайтесь, это всего лишь остроумный учебник французского в форме «раскладушки» с забавными силуэтами.

Много сообщает об эпохе одна из первых в России детских книг с картинками — «Собрание любопытства достойных предметов для юношества и любителей естественной истории <:> раскрашенные изображения животных, растений, цветов, плодов, минералов, одежд разных народов, древностей и других вещей из трех царств природы, из наук и художеств» (СПб., 1796). Завораживают «Рисовальная азбука Г-на Г.М. Крауза» (СПб., 1798) и первые детские энциклопедии, какова «Галерея света» (СПб., 1816) с гравюрами, запечатлевшими облик разных народов, и с описанием их веры, обычаев, жилища и проч. Слово «свет» здесь означает «мир», и в нем не теряется Россия с ее своеобразием. Так исподволь прививался живой интерес к родной стране.

О, дух века Просвещения! Красноречив титульный лист: «Российская азбука для обучения юношества чтению, напечатанная для общественных школ по высочайшему повелению», — а ниже, под рисунком ангелочка с лирой и лавровым венком, место выпуска: «в Санкт-Петербурге при Императорской академии наук». Выходит, создание учебников считалось делом государственным и архиважным. А вот иной подход: «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей». В этой логике готовность учиться — добродетель!

В цене были и хорошие манеры, и житейские навыки: в них наставляли изящные пособия. Вроде этого, под названием «Малютка экономка, или Добрая дочь» (М., 1824). Гуманистические идеалы внушали сказки и мифы от «Похождений Телемака» Франсуа Фенелона (СПб., 1747) до Шарля Перро (М., 1768) и пушкинских «Руслана и Людмилы» (М., 1820). Намек на успех стратегии издателей — книги-мемории, в детстве принадлежавшие Пушкину, Лермонтову, Тургеневу и другим литераторам. Как развивались юные умы, можно судить и по сборникам загадок конца XVIII — начала XIX века.

Обидно, что срок выставке отведен очень краткий: лишь с 5 по 17 июня. Тем более надо спешить в ГПИБ, чтобы впервые увидеть редкости вроде варианта лото — «Геометрической игры для детей» (М., 1815). Или имитации игральных карт — издатели помнили, что дети всегда копируют взрослых! Но тут азарт на пользу знатокам географии: так хитроумно изданы описания губерний Российской империи, а чуть позже — «Географические карты России» К.М. Грибанова (СПб., 1830) с изображением гербов и этнических костюмов.

Да, освоение географии с астрономией велось в форме игры — ученые стремились увлечь непоседливых отроков процессом познания. А отсюда недалеко и до престижа науки, которого так не хватает нам сегодняшним, более привыкшим к шоу экстрасенсов. Есть чему поучиться у тех, кто издавал книги 200 лет назад!