ИСЦЕЛЕНИЕ У ТИХОНА

Стылым зимним днем 1998 года по каменным ступеням, ведущим во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, осторожно, с остановками, поднимался семинарист, болезненно-бледный от мучившего его недуга. В последнее время он так обострился, что юноша, дежуря в столовой и поднимая ведро с водой, едва не терял сознание. Лекарства давали лишь краткое облегчение. Как человек церковный, семинарист терпеливо переносил выпавшие ему страдания. Когда же появилась возможность, поехал в Задонск. В соборе паломник приложился к мощам святителя Тихона Задонского. Затем долго молился перед Владимирской иконой Божией Матери; вечером исповедался, а назавтра причастился. Уже на обратном пути в Воронеж семинарист почувствовал, что у него "новая спина". Произошло то, что в христианстве называется чудом исцеления.

Достоверно известно, что "монастырь Тешевской на реке, на Дону, устье речки Тешевки, под Тешевским лесом" был основан около 1610 года монашествующими старцами Кириллом и Герасимом ("быть может, даже по благословению Святейшего Патриарха Гермогена"). Невозможно в одной публикации даже бегло очертить почти четырехвековую историю знаменитой русской обители, поэтому задержусь на славнейшей ее странице.
В 1769 году этот монастырь избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон, уже при жизни почитавшийся верующими за святого. Именно здесь этот архиерей достиг небесных высот на пути земном; здесь на протяжении четырнадцати лет он создал свои духовные произведения, принесшие ему славу "российского Златоуста". Скончавшийся 13 августа 1783 года, он был погребен в склепе под алтарем соборного храма. Надпись на надгробии гласила, что Преосвященный Тихон "показал образ добродетели словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою..."
- Святитель Тихон был в августе 1861 года канонизирован Церковью. На торжества в Задонск по этому случаю собралось до 300 тысяч верующих - такого количества празднующих не знала ни одна коронация российских императоров, - рассказывал инок Варсонофий, по благословению епископа Задонского Никона знакомивший меня с давней и новейшей жизнью монастыря, буквально из руин возрожденного за последние 12 лет. - Но уже задолго до официального прославления Тихона у его усыпальницы по молитвам верующих происходили чудесные исцеления больных людей, что старательно фиксировалось монахами.
- Наверное, в дни прославления Тихона, когда люди имели возможность впервые приложиться к нетленным, как это выяснилось при их обретении, мощам святителя, было особенно много случаев исцелений?
- Есть авторитетное свидетельство о тех днях - письмо митрополита Московского Филарета, - отвечал мне собеседник. - В письме, в частности, говорится, что "благоговение было великое. 20 или 30 случаев благодатных исцелений записано, а было, как говорит Владыка Новгородский (митрополит Исидор), конечно, 100 и более. Он сказывал, что некоторые слепые получали зрение, что один скрюченный, у которого ноги были пригнуты за спину, когда приложен был к св. мощам, распрямился и стал на ноги, и прочее..."
Отвечая на вопрос о "природе" чудесных исцелений, инок Варсонофий напомнил назидание евангелиста Матфея: "Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай". И продолжал:
- Церковь учит, что источник чуда заключается в силе Божией, возводящей его в степень явления сверхъестественного в полном смысле этого слова. Кстати, тот же митрополит Филарет по вопросу о чудесах так высказывался: "Не все можно и должно изъяснять: многому должно только верить, потому что и можно только верить".
Сказанное отнюдь не означает какого-то "умаления" значения в нашей жизни традиционной медицины. Откроем Библию: "...Почитай врача честью по надобности в нем...", чтобы он мог "подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни". Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Однако, подчеркивается в Основах социальной концепции РПЦ, "когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни". Твердая вера - непременное условие возможности такой встречи. "Какое великое благо - вера! - говорил святой Иоанн Златоуст. - Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны". С ним через столетия перекликался "русский Златоуст", святитель Тихон Задонский: "Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях". Вот почему, движимые верой, в наши дни нескончаемой чередой притекают православные паломники к святым мощам Тихона. И вновь, как убеждены люди, по молитвам их Небесного ходатая здесь происходят чудеса исцелений больных людей.
...Здесь я вернусь к беседе с иноком Варсонофием, тем более что пора открыть: он и есть тот самый болезный семинарист, который зимой 98-го получил исцеление у мощей святителя Тихона. Насельником монастыря стал сразу по окончании семинарии. Варсонофий говорил мне, что в скором будущем может появиться целая книга о чудесах, зафиксированных в монастыре.
- Взять хотя бы недавний случай с мальчиком из подмосковного города Чехов, - вспоминал собеседник. - Бегая, он ушиб ножку. Конечно, если бы его сразу повели к врачу, скорее всего, лечение было бы успешным. Но с этим припозднились, и оказалось, что у ребенка уже развивается туберкулез кости. А это означало страдания на всю жизнь... Родители привезли сынишку в Задонск. Несколько дней провел он здесь с отцом - и святитель Тихон помог маленькому молитвеннику избавиться от опасного недуга.
Или взять случай с женщиной, приехавшей в Задонск с паломнической группой. Она была на костылях, и монахи помогли ей приложиться к мощам чудотворца. Затем автобус повез паломников к одному из двух источников, в свое время открытых Тихоном Задонским. Там страдалица при содействии спутниц трижды окунулась в купель... Когда автобус уже отъезжал от источника, эта женщина хватилась своих костылей, и оказалось, что она... забыла их в купальне!
По совету Варсонофия и я решил отправиться на тот же источник. Когда наступил мой черед, вошел в купальню, освещаемую горящими свечами, не догадываясь, что ждет меня.
Вот уже ступени, ведущие в купель. Касание воды - и словно получаешь ледяной ожог. Следующий шаг - вода по плечи - и перехватило дыхание. Погрузился с головой ("Во имя Отца...), еще раз ("и Сына") и третий раз ("и Святого Духа"). И вот уже противоположные ступени, ведущие из купели. Поднялся - и в этот миг меня от головы до пят пронизало таким жаром, какого никогда прежде я не испытывал!..
Выйдя из купальни, чувствовал себя двадцатилетним. Ночью спал, как убитый, а утром с трудом смог припомнить, боль в каком плече меня накануне беспокоила.