07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МВД РЕФОРМИРУЕТСЯ

Тайков Павел
Опубликовано 01:01 08 Июля 2003г.
В последнее время, особенно в связи с делом "оборотней в погонах", правоохранительные органы оказались в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствует и редакционная почта, в которой эта тема поднимается все чаще. Наших читателей интересует, что это: очередная кампания или серьезный поворот к жгучим проблемам общества. Одна из попыток ответить - в предлагаемой публикации.

У государства, как и у человека, есть свои безошибочные приметы выздоровления. Важным свидетельством нормального развития страны служит отношение центральной власти к правоохранительным органам. Российское правительство объявило войну организованной преступности, а значит, обеспечение боеготовности правоохранительных органов становится одной из главных задач государства.
Структура и качество работы правоохранительного ведомства в первую очередь должны соответствовать характеру поставленных перед ним задач. А основная цель у Министерства внутренних дел может быть только одна - обеспечить правопорядок.
Сильно упрощая картину перемен, произошедших в Министерстве внутренних дел с того момента, когда его возглавил Борис Грызлов, главным моментом можно назвать создание единой управленческой цепочки. Обилие дублирующих друг друга подразделений - верный признак бюрократической болезни. Еще два года назад Министерство внутренних дел представляло собой ведомство с тремя вертикалями подчинения. Региональные министерства и управления подчинялись МВД России. Помимо этого, было Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), которое напрямую руководило своими региональными управлениями (РУБОП)). Существовал также отдельный Комитет федеральной криминальной милиции МВД России.
Понятно, что подобное "ветвление", кроме бесконечных конфликтов между подразделениями, приводило к резкому снижению эффективности контроля за работой отдельных "управленческих цепочек". Отсутствие контроля провоцировало рост в принципе недопустимой в правоохранительном ведомстве коррупции. Что бы ни говорили, а политическая воля, позволяющая изменить ситуацию к лучшему, была заявлена с приходом на пост нового главы МВД.
Выход подсказал простой расчет: чем меньше внутриведомственных барьеров, чем четче прописаны отношения между руководящими и подчиненными подразделениями, тем эффективнее работа всего министерства. Сегодня в соответствии с указом президента Путина в российском правоохранительном ведомстве создана единая вертикаль: МВД России - МВД -УВД субъектов Федерации. А для обеспечения контроля работы "на местах" в федеральных округах были созданы Главные управления МВД России, координирующие деятельность региональных подразделений министерства. При этом жестко соблюдается необходимый принцип единоначалия: руководители главков назначаются указами президента, а подчиняются лично министру МВД.
Требование повысить эффективность работы привело к реорганизации структуры центрального аппарата МВД. Его подразделения теперь объединены по функциональному принципу: создана Служба криминальной милиции, Служба общественной безопасности, Служба тыла... Обычное для бюрократических игр перевешивание табличек на дверях кабинетов и структурная реформа - разные вещи. Создание Службы криминальной милиции, например, позволило на 20 процентов сократить численность управленческого аппарата, направив высвободившиеся силы туда, где борьба с преступностью происходит, как говорится, "лицом к лицу".
Некоторые прежние свои функции МВД передало другим ведомствам. Так, пожарная служба в полном соответствии со спецификой ее работы была передана в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям. Зато в состав Министерства внутренних дел была включена Федеральная миграционная служба. Прямо скажем, это был на редкость запущенный участок. Прежде всего отсутствовала нормативная база, поэтому многие решения были с точки зрения закона более чем сомнительны. В результате нарушались интересы российских граждан, увеличивался поток нелегальных переселенцев, под видом которых на территорию страны попадали не только наркокурьеры, но и террористы.
Переход миграционной службы "под крыло" МВД дал этой организации возможность резко повысить уровень профессионализма. В первую очередь для эффективной защиты интересов государства было сформировано миграционное законодательство. А для контроля и учета иммиграционных потоков специалисты МВД создали Центральный банк учета мигрантов. Нынешние сдвиги в работе реорганизованной миграционной службы лучше всего демонстрируют сухие цифры отчетности: в прошлом году в результате комплекса проведенных мероприятий за нарушение правил пребывания на территории России привлечено к административной ответственности 1,5 млн. человек. Вместе с тем заметно выросло число зарегистрированных трудовых мигрантов. Иными словами, процесс переселения в Россию бывших наших сограждан по развалившемуся Советскому Союзу начинает приобретать открытый, цивилизованный характер.
Понятно, что одной только структурной реформой качественного улучшения работы Министерства внутренних дел добиться невозможно. Борьба с преступностью - это не столько погони и перестрелки, сколько ежедневная, кропотливая работа с людьми. А значит, исход войны с криминалом в первую очередь зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников МВД. Именно поэтому работа личного состава Министерства внутренних дел нуждается в точной оценке - причем за ее основу должны браться не "бумажные", а реальные дела.
В течение долгих лет отчетность милиции служила вечной темой критических публикаций в российских СМИ. Надо сказать, вполне справедливо. По сути, вместо реальной работы целые отделения милиции боролись за "галочку" в соответствующей графе отчета: предпочитали не регистрировать преступления, чтобы не снижать пресловутый "процент раскрываемости". В результате граждане перестали доверять сотрудникам правоохранительных органов. В их глазах образ защитника законных интересов россиян сменился несимпатичной фигурой склонного к припискам бюрократа.
Переломить эту ситуацию призвана помочь новая система оценки работы органов внутренних дел. Раньше милицейская статистика в первую очередь отражала погоню за количеством: к примеру, сотрудники ГИБДД выписывали за год до 30 миллионов протоколов. Понятно, что к реальной работе автоинспекторов эти груды служебных бумаг имели самое косвенное отношение.
Новая система оценки была утверждена приказом МВД России от 23 ноября 2002 г. Кроме статистики, в нее были включены такие показатели, как количество обращений граждан и результаты исследований общественного мнения. На взгляд специалистов, такой подход позволяет получить оценку деятельности самой милиции, а не внешней среды, дать картину конечных результатов, показать процесс работы территориальных органов внутренних дел в целом, а не отдельных подразделений или служб. Таким образом, так называемый "милицейский процент" (процент раскрываемости преступлений к аналогичному периоду прошлого года) отошел в прошлое.
Главный фронт войны с криминалом в большинстве случаев обходится без "киношных" перестрелок и погонь. Ключевой фигурой в борьбе с преступностью здесь выступает простой участковый милиционер. Ведь именно к нему со своими жалобами приходит большинство россиян. А значит, участковый становится для них не просто человеком в форме, а представителем государства, обязанного защищать жизнь, имущество и покой своих граждан.
К сожалению, роль участковых на протяжении последних лет была явно недооценена. В результате заметно ухудшилась ситуация на местах, была запущена профилактическая работа с потенциальными правонарушителями. Теперь положение меняется: новая нормативная база делает участковых милиционеров основным звеном обеспечения общественной безопасности, подразумевая под этим их непрерывную связь с населением. Результаты не заставили себя ждать. Сразу после реформирования МВД в 2002 году при содействии участковых было раскрыто каждое пятое преступление из общего числа раскрытых по стране. Можно сказать, что именно с этого момента начинается "возвращение Анискина".
Большая часть россиян только при встрече с участковым милиционером имеет возможность вступить в диалог с правоохранительными органами. Крайне важно сделать это общение прямым, растопив недоверие граждан к информации, исходящей от МВД. Не случайно одной из важных составляющих реформы Министерства внутренних дел стало изменение его информационной политики. По оценке ведущих СМИ, МВД становится сегодня более информационно открытым ведомством. Такой подход принес пользу в первую очередь самим органам внутренних дел: внимание к критике, своевременное реагирование на публикации в прессе (для поощрения здоровой критики даже учреждена специальная премия в номинации "Негативно, но объективно" на конкурсе "Щит и перо") позволили министерству лучше оценивать работу собственных подразделений.
Конечно, в одной статье сложно охватить весь масштаб перемен, произошедших в одном из самых важных ведомств страны. "За строкой" осталась работа милиции по очистке своих рядов от так называемых "оборотней в погонах". Ведь именно в последнее время на этом "втором фронте" войны с преступностью достигнуты впечатляющие результаты. Не менее серьезны успехи правоохранительных органов в борьбе с "бичом XXI века" - наркопреступностью. Понятно, далеко не все получается. Но российская милиция стремится остановить рост преступности, сделав Россию по-европейски безопасной страной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников