10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СПАСТИ РОМАНОВЫХ ХОТЬ ТЕПЕРЬ

Дубичева Ксения
Опубликовано 01:01 08 Июля 2004г.
"Встречайте багаж 30 апреля" - такую телеграмму получили власти Екатеринбурга в 1918 году. Под "багажом" подразумевалась семья русского самодержца. Тому, как происходила эта историческая "встреча", посвящена картина "Передача семьи Романовых Уралсовету". Она воспроизводит событие с фотографической достоверностью. Полотно хранится нынче в Музее истории Екатеринбурга в аварийном состоянии. Музейщики пытаются собрать средства на ее реставрацию.

В 1927 году, чтобы отметить первые десять лет без царя, Александр Белобородов - тогдашний, по-современному говоря, министр внутренних дел - задумал отразить средствами живописи главное событие своей жизни. Бывшего председателя Уралсовета поддержали Филипп Голощекин - в то время партийный руководитель Казахстана, и Борис Дидковский - ректор Уральского университета. Именно они визировали в свое время историческую расписку: "Я, нижеподписавшийся, получил... 1) бывшего царя Николая Александровича Романова, 2) бывшую царицу Александру Федоровну Романову, 3) бывшую великую княгиню Марию Николаевну Романову для содержания под стражей в г. Екатеринбурге..."
...Исполнение заказа доверили Владимиру Пчелину, которого современники называли самым талантливым русским "жанристом". В свое время он окончил Академию художеств, учился у Репина, Маковского. После революции художник изобразил "Казнь Александра Ульянова", "Покушение на В. И. Ленина", портреты Кагановича, Ворошилова, Тухачевского. Его "Кровавое воскресенье" до перестройки украшало интерьер здания Моссовета.
Пчелин писал "Передачу Романовых", постоянно консультируясь с заказчиками. Они описывали станцию на окраине города, паровоз, погоду, одежду императорской семьи, малейшие детали словами, художник воспроизводил их воспоминания - маслом по холсту. Полотно получилось масштабным - 3,6 х 2,4 метра. Готовую картину отправили в турне по Советскому Союзу, завершилось путешествие в Екатеринбурге, в расстрельном доме Ипатьева, в котором к тому времени устроили Уральский музей революции.
Когда еще через десять лет оставшихся в живых персонажей "Передачи Романовых" признали "врагами народа", полотно свернули и упрятали в запасники. После расформирования революционного музея его фонды по наследству достались Музею истории Екатеринбурга.
- Состояние картины - аварийное, но не катастрофическое, - утверждает директор музея Галина Лобанова. - Краска осыпалась по сгибам, поскольку хранили ее не лучшим образом. Но утраты не затронули главного - лиц персонажей, пострадали только фон, земля под ногами царской семьи, паровоз, небо. Восстановить это вполне возможно. Но без реставрации экспонирование этого полотна, обладающего исторической ценностью, невозможно.
Первым жертвователем на реставрацию оказался актер Театра на Таганке Валерий Золотухин. Судьба и режиссер-документалист Сергей Мирошниченко привели его в Екатеринбург. На Ганиной яме - болоте, где большевики скрыли тела расстрелянных Романовых, как раз завершились съемки последней, десятой серии телефильма "Земное и небесное".
"Мне кажется, в этом городе, где свершилась такая трагедия, должен побывать каждый православный, - говорит Золотухин. - 86 лет назад, когда царский поезд остановился в Екатеринбурге, Николай II, по свидетельству очевидцев, произнес: "Я бы поехал куда угодно, только не на Урал". Видимо, он уже предчувствовал смерть свою и своей семьи"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников