"НОЧНОЙ ДОЗОР" ВЫХОДИТ ИЗ СУМРАКА

С наступлением ночи на улицы городов выходят оборотни, вампиры, маги, ведьмы, волшебницы. Все они живут среди нас, правда, не показывая своей истинной сущности, предпочитая выяснять отношения между собой в параллельном мире, именуемом Сумрак. Темные и Светлые "Иные", как они себя называют, свято соблюдают Договор, заключенный много лет назад.За соблюдением его бдительно наблюдают Ночной дозор со стороны Светлых Иных и Дневной - со стороны Темных. Все это откроется в фильме "Ночной дозор", который выходит на экраны. Оценка этой картины еще впереди. Одних она, возможно, восхитит. Других оставит, скорее всего, равнодушными. Накануне премьеры наш коррес-пондент взял интервью у автора книги.

- Главный вопрос, на который мы пытались найти ответ в "Ночном дозоре": может ли добро бороться со злом исключительно честными, правильными и законопослушными методами? - говорит Сергей Васильевич. - Это история противостояния двух спецслужб или сверхдержав, которые находятся в состоянии "холодной войны" и официально не воюют, но между ними постоянно происходят стычки. Главный герой Антон Городецкий, - интеллигент, который не боится брать на себя ответственность, фактически проходит путь от рядового до генерала. Постепенно он понимает, что хоть "наше дело правое", делается оно не всегда правильными методами. К сожалению, так часто бывает и в жизни.
- Работа над сценарием была трудной?
- Мне говорили, что было более двадцати вариантов сценария. Переложить литературный материал на язык кино, кроме меня, пробовали и другие люди. В итоге пошел мой текст плюс то, что придумал режиссер Тимур Бекмамбетов. Он - признанный мастер рекламных клипов, снимал в Голливуде, не чурается оригинальных спецэффектов, неожиданных операторских ракурсов. Но самое главное - его захватила история о Дозорах. Тимур много своего привнес в фильм, и я не протестовал, ведь по-настоящему хороший фильм не может быть просто "иллюстрацией" к книге, он должен дальше развивать рассказанную писателем историю. Мне не во всем близка трактовка образа главного героя, каким его сделал замечательный актер Константин Хабенский. Антон Городецкий получился у него более нервным и метущимся, чем в книге. Но режиссер хотел показать его образ в развитии. То есть это сознательный ход.
- Неужели мы научились снимать фантастику на мировом уровне?
- На мой взгляд, да. Раньше все в нашей кинофантастике делалось на голом энтузиазме. Хрестоматийный пример, как Александр Роу, режиссер известных фильмов для детей "Василиса Прекрасная", "Конек-Горбунок", "Кащей Бессмертный", снимал одну из своих сказок, где фигурировал трехголовый Змей Горыныч. Во время битвы с богатырями это чудо-юдо красиво пыхало пламенем. В каждой голове куклы сидел солдат с военным огнеметом и поливал огнем. Бедные актеры с трудом увертывались от пламени. Такими жуткими путями удавалось иногда снять что-то действительно зрелищное...
Масса спецэффектов была создана в России. Часть из них - компьютерные. Например, кадр, ставший визитной карточкой фильма: по улице несется автобус, появляется темный маг, отталкивает его, автобус делает сальто в воздухе и приземляется на все четыре колеса.
С созданием эффекта Сумрака было сложнее всего. Первоначально визуальная картинка должна была быть такой же, как в книге: серый туманный мир, уходящий вдаль, замедленные звуки. Когда уже были сделаны "сумрачные спецэффекты", вышел фильм "Властелин колец" и - к огорчению и радости создателей - один из спецэффектов был точно таким, как в нашем фильме. Художникам "Дозора" пришлось искать другие. В результате изображение Сумрака стали делать в США, на той студии, где монтировалась знаменитая "Матрица". В результате мы получили уникальный для российского кинематографа видеоряд.
- Насколько я знаю, в работе над фильмом вы не ограничились ролью сценариста...
- Я сыграл маленькую роль мага-троечника, туповатого, но старательного, способного на небольшое колдовство, например, взглядом поднять стальной лист. А когда мне предложили написать для озвучивания титров рэповую песню, я долго отбивался, кричал: "Не умею писать стихи, ненавижу рэп!" Чтобы показать всю бессмысленность этой затеи, написал издевательский, ироничный рэп. К моему ужасу, эта песня с некоторыми переделками там звучит.
- Как вы считаете, какая страна сейчас является лидером в литературной фантастике?
- Сохраняет лидерство американская фантастика. В Польше по-прежнему традиционно сильная школа. Российская фантастика после небольшого спада, который был в девяностых годах, снова на подъеме, появилось много новых интересных авторов. К сожалению, у нас есть крен в сторону развлекательной литературы, в которой, кроме "приключений тела", больше ничего нет. Но есть и фантастика, в которой действительно ставятся интересные, живые проблемы.
- Какие ваши предсказания сбылись?
- К сожалению, прежде всего сбываются негативные политические прогнозы. Сбылись предсказания об американской, так сказать, "миротворческой" миссии в Югославии и предсказания о террористических актах в Америке, которые я предугадал за год до истории с небоскребами.
Сбываются и технические предсказания. Например, в книге "Фальшивые зеркала" герои попадают в виртуальное пространство компьютерной игры, у них кончаются боеприпасы, и один из персонажей, крутой бизнесмен, покупает у встречного паренька игрушечные боеприпасы за настоящие деньги. Мне казалось, что это просто смешно. Но через какое-то время я обнаружил, что в "продвинутых" онлайновых играх можно купить себе броню и оружие за вполне реальные деньги...
- В жизни с вами происходили фантастические ситуации?
- Один мой знакомый рассказывал, что, когда его жена ждала ребенка, он прочитал множество книг о том, какие опасности подстерегают человека до и во время рождения. И после этого осознал: для того, чтобы родиться, нужно быть невероятным везунчиком. Замечательный молодой автор Леонид Каганов написал рассказ о том, как собираются в Галактике представители всех разумных рас и рассуждают, в чем же причина такой жуткой удачливости людей.
Жизнь как таковая - самое большое чудо. Самое фантастическое и удивительное - что мы вообще присутствуем в этом мире.
- Недавно вашему сынишке исполнилось четыре месяца. С какого произведения он начнет знакомство с творчеством отца?
- Думаю, сначала свожу его посмотреть какое-нибудь кино. Например, "Сегодня, мама!". Скоро начнутся съемки фильма по этой книге, написанной мной в соавторстве с Юлием Буркиным. Наверное, этот фильм он увидит раньше, чем научится читать и прочтет мои книжки.
- Сергей Васильевич, вы увлекаетесь кулинарией. Не могли бы поделиться любимым рецептом?
- Этот рецепт для мужчин, которые хотят поразить свою девушку. Блюдо я придумал сам. Потребуется около килограмма куриного мяса, килограмм картошки, пакетик майонеза, граммов 300 твердого сыра, например, пармезана, и несколько столовых ложек клюквы. Противень смазывается растительным маслом, на него укладывается порезанная тонкими кружочками картошка, сверху кладется куриное мясо, тоже порезанное мелкими кусочками, все заливается майонезом и посыпается клюквой. Клюква - обязательная деталь, поскольку она замечательно оттеняет вкус куриного мяса. Сверху кладется еще один слой картошки, также нарезанной кружочками. Все это необходимо посыпать тертым сыром и поставить в духовку минут на сорок, не больше. После того как сыр расплавится и аппетитной корочкой покроет сверху эту вкусноту, кушанье можно доставать, нарезать на куски и подавать на стол.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Сергей Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в Казахстане. По специальности врач-психиатр. Известность писателю принесли фантастические романы "Лабиринт отражений", "Осенние визиты", "Ночной дозор". Он является лауреатом ряда литературных премий, среди которых "Русская фантастика", "Золотой Роскон", "Аэлита"
Беседу вел