ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

Многие телезрители наверняка запомнили участника игры "Что? Где? Когда?" Нурали Латыпова - человека, отличающегося нестандартным мышлением, мгновенной реакцией, внутренней самоиронией. Одно время казалось, что Латыпов станет политиком. Однако он выбрал другое: попытался сделать политику интеллектуальной игрой вместе с коллегами-политтехнологами. О том, что из этого вышло, вы прочтете в его книге "Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление" (СПб., 2005).

Книга эта парадоксальна не только по содержанию, но даже и по внешнему виду. С обеих сторон - обложка, и читать ее можно как с начала, так и с конца, который, впрочем, тоже является началом. Написана легко, весело, что соответствует "методике" интеллектуального тренинга самого Латыпова. По его мнению, мозговой штурм нужно совершать быстро, раскованно, не боясь критики (тем более - в компании друзей) Масса ярких исторических примеров наглядно иллюстрирует сюжеты интеллектуального тренинга.
Чего стоит приведенный в издании пример креативного мышления полководца Ганнибала. Во время одного из походов он подошел к реке Родан, но слоны не хотели переправляться. Решение было найдено. Какое? Умолчим об этом для сохранения интриги, ибо не зря Латыпов приводит слова Вольтера: "Искусство наводить скуку состоит в том, чтобы рассказать все". Лишь скажем читателю, что автор пытается реконструировать ход мыслей не только полководца (это еще куда ни шло), но думает как бы даже "от имени" слона или реки. "Для "человека играющего" - вполне обычная логика, - считает Латыпов. - Надо привести слона в такое состояние, чтобы пересилить его водобоязнь". Подготовленный читатель понимает, что такой тренинг вписывается и в логику политических технологий: избирателю надо помочь "сделать правильный выбор"...
Нестандартно мыслящие образованные люди необходимы везде. Страны, теряющие интеллектуальный потенциал, могут стать, скажем, сырьевыми придатками. Есть в книге Латыпова размышления о том, почему падает интеллектуальный уровень молодежи, школьников: "Долгое время наши школьники по своим интеллектуальным возможностям опережали своих сверстников из многих стран мира... Но теперь российские дети по большинству параметров находятся где-то в конце списка из 65 развитых стран. По качеству математического и естественнонаучного образования наши школьники не входят в десятку! И что особенно грустно - наши ученики лучше сверстников из других стран выполняют лишь те задания, где нужно точно воспроизвести "пройденный" материал, ответить на традиционные вопросы"...
"Человек играющий" (в интеллектуально насыщенные игры) остро необходим нашей стране. Тренинг для него уже есть.