НАЗАД К ДОСКЕ

За десять месяцев, что прошли с момента повышения зарплаты преподавателям иностранных языков московских школ, количество желающих учить детей говорить не по-нашему увеличилось более чем в два раза.

Мария год назад окончила МПГУ им. Ленина по специальности "учитель географии и иностранного языка" и устроилась на одну ставку (18 часов в неделю) в обыкновенную общеобразовательную школу учителем английского: "На две ставки молодых не берут - надо набраться опыта. Желательно, чтобы в школе были учителя иностранного языка разных возрастов - "наставники" и "молодые", - объясняет Мария.
Света преподает в обычной школе уже три года. Сначала устроилась на ставку, теперь работает на две. "Молодым спецам в школе рады. Все-таки у преподавателей прошлого поколения взгляд на язык вполне соответствует их возрасту. Язык - устаревший, методики - такие же древние. Молодые сегодня более желанны".
Актуальнее сегодня стали не только молодые учителя, но и сами школы - как место работы. Достаточно заглянуть на сайты по поиску вакансий: количество резюме школьных "иностранцев" впечатляет. Так же, впрочем, как и желаемый уровень зарплат, который они указывают. Если раньше запрос в 40 000 рублей для школьного учителя показался бы как минимум наивным, то сегодня это стало реальностью. Правда, уровень зарплаты по-прежнему зависит от стандартных факторов: от стажа, заслуг, часов, количества учеников и т.п. А также от количества самих учителей иняза в школе. Здесь работает народный принцип "меньше народу - больше кислороду". Если учитель иняза заслуженный, двадцать лет проработавший в школе, да еще и работает на две ставки - зар-плата может составлять и 60, и 70, и даже 80 тысяч рублей. Причем не важно, какой язык преподает "иностранец". "Это просто здорово. А про то, что в школах "Газпрома" "иностранцам" платят по 150 тысяч рублей в месяц, мы даже не слышали. Если это действительно так, то можно только порадоваться за коллег", - говорит Мария.
Света вспоминает, что многие однокурсники во время обучения в вузе не собирались работать в школе, да и вообще по специальности: кто-то лелеял мечту стать переводчиком, кто-то - част-ным репетитором. Были и такие, кто всерьез подумывал похоронить "профессиональную" любовь к детям в стенах офиса, став рядовым менеджером. Любовь любовью, а кушать хочется всегда. Сегодня же школа стала местом, где можно неплохо зарабатывать. "Тридцатку-то в месяц точно будешь иметь", - уверяет Света. В связи с этим многие побросали свои серые офисы и направились в школу.
"Знаете, удивительное дело! Наконец-то у людей появилась возможность честно работать по своей специальности и не влачить при этом жалкое существование", - комментирует Мария.
По наблюдениям Марии, появилось больше желающих поступать на иняз. А большинство выпускников факультета географии и иностранных языков быстро забыли про лавры географов и отправились штурмовать школьные классы иностранного языка.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Количество вакансий с каждым днем уменьшается. Так же, как уменьшается и количество частных репетиторов среди школьных педагогов. Если ранее большинство учителей вынуждены были подрабатывать на стороне частным порядком, то сегодня необходимость в этом отпадает. С другой стороны, есть "иностранцы", которые не только не бросили частное репетиторство, но и подняли ставки - в связи с тем, что конкуренция на рынке репетиторства немного снизилась.
Все бы ничего, да одно омрачает ситуацию. Светлана рассказала, что коллеги - учителя по другим предметам - затаили обиду на более удачливых сотрудников: "Частенько замечаю на себе косые взгляды. Напряженность чувствуется в связи с этим повышением". Светлане вторит Мария: "То косо посмотрят, то кинут колкую фразу: "Иностранцы" же у нас теперь самые богатые". Надеюсь, это со временем пройдет. Я слышала, другим тоже скоро повысят зарплату. Кажется, учителям математики".
Если это так, возможно, в скором времени московские вузы почувствуют дефицит преподавателей алгебры и геометрии, а цены на услуги репетиторов по этим предметам также вырастут.
От редакции. Герои статьи согласились поговорить с корреспондентом "Труда" только при условии, что мы не будем называть их фамилии и место работы. Их имена также изменены.
кто куда
КОНКУРС В РОССИЙСКИХ ПЕДВУЗАХ
Московский педагогический государст-венный университет имени В.И. Ленина (Москва)
9,6 - Факультет иностранных языков
4,9 - Филологический факультет
2,7 - Биолого-химический факультет
Российский государст-венный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
6,8 - Факультет иностранных языков
5,9 - Филологический факультет
2,1 - Биолого-химический факультет
Уральский государственный университет имени А.М. Горького(Екатеринбург)
8,8 - Факультет иностранных языков
3,1 - Филологический факультет
3,1 - Биолого-химический факультет
Репетиторство
ДАВАЙТЕ К НАМ, ЗДЕСЬ ПЛАТЯТ!
Стивен Кинг, писатель
Осенью 1971 года, нуждаясь в деньгах, устроился учителем английского языка в Хамдэнскую государственную школу.
Оливер Стоун, режиссер
Проучившись год в Йеле, режиссер бросил его и отправился во Вьетнам, где преподавал английский язык в течение года.
Джоан Роулинг, писатель
"Мама" Гарри Поттера, не имея в молодости постоянного дохода, устроилась в Португалии преподавателем английского языка.