Работать и общаться на службе необходимо по правилам коллектива. Понять, каковы они, не так сложно. Достаточно присмотреться к сослуживцам, их манере разговаривать друг с другом и начальством, одеваться, шутить. Принято ли у них обращаться за помощью и советом друг к другу. Любой коллектив — это сообщество, социум, а в социуме нужно играть по его правилам. В случае, когда сообщество вас не принимает и недолюбливает, нужно понять, что привело к этому.

Прежде всего выясните, что стоит за претензиями. Поговорите с коллегами, чтобы понять, чего они хотят от вас, какие мотивы ими движут, чем вы провоцируете их на конфликт. Перед разговором важно решить для себя, на что вы готовы пойти, чтобы ликвидировать проблему. Конфликты возникают, длятся и усиливаются в ситуации, когда человек не хочет подстраиваться под нее, меняться. Если вы не будете относиться к разногласиям с коллегами как к последнему и решительному бою, то перемена дастся вам легко. Главное — воспринимайте все как игру, тогда вам будет гораздо легче идти на компромисс.

Как определить, с кем из коллег лучше поговорить? Присмотритесь к ним повнимательнее. Вашим собеседником может стать неформальный лидер, родственник шефа, человек, который проработал в компании дольше всех... Определившись с собеседником, выберите время и место для разговора.

Где и когда лучше поговорить? В любом коллективе или команде есть определенные ритуалы и обычаи. Совместный поход в курилку, на обед, посиделки после работы. Определите, где можно спокойно все обсудить с тем человеком, которого вы выбрали в переговорщики, и приступите к разговору в том месте, где ему (ей) удобнее. Перед разговором обратите внимание на эмоциональное состояние собеседника. Если у человека проблемы в семье, сложная ситуация на работе, не дергайте его. Выберите момент, когда он будет спокоен, уравновешен или в приподнятом настроении.

Необходимо научиться отделять рабочие вопросы и проблемы от личных. На работе не друзья, на работе — коллеги. Очень важно понять, где проходит эта граница. Такой подход позволит свести все конфликты и недопонимание исключительно к рабочим отношениям, а в них гораздо легче разобраться, чем в хитросплетениях личностного конфликта. Перевод всех этих косых взглядов и кривых ухмылок в вашу сторону в плоскость «общение на работе» позволяет взглянуть на ситуацию намного проще и избавляет от многих психологических проблем. Вам не стоит переживать о своих личностных качествах, нужно думать лишь о том, как грамотно выстроить профессиональные отношения с коллективом.

Когда вам кажется, что вас не любят, не торопитесь паниковать. Спокойно и ответственно выполняйте свою работу. Вполне может быть, что коллеги не считают вас врагом, а просто присматриваются к новому члену коллектива и не торопятся с лестными оценками — просто потому, что не хотят вас перехвалить или завалить авансами.

При подготовке материала «Труд» консультировали: Роман Баннов, тренер-консультант компании Arsvitae, Роберт Туйкин, директор тренингового центра «Вершитель»