"МНОГОЛИКИЙ ВЫ НАШ"

Всенародно любимый актер избегает журналистов и категорически отказывается от интервью. Поэтому "Труд" попросил рассказать о юбиляре его знаменитых друзей и коллег, которые работали с ним в разные годы и в самых разных обстоятельствах.

Эльдар Рязанов:
"НАША ДРУЖБА УГАСЛА"
Рязанов открыл для кино комедийный дар Мягкова еще в 1975-м. Однако открытием этим решился воспользоваться только Леонид Гайдай, сняв актера в перестроечной комедии "На Дерибасовской хорошая погода..."
- Андрея Мягкова для фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" предложила мой ассистент Наташа Коренева, мама актрисы Лены Кореневой. Я протестовал, поскольку до этого он играл Герцена, Алешу Карамазова, Гайдара и даже Ленина - словом, драматические роли, где не было и тени юмора. Но Наташа уговорила меня сделать кинопробу, в ходе которой я понял, что Женя Лукашин найден. Андрей был настолько неотразим, что на его фоне многие претендентки на роль Нади имели бледный вид, и мы никак не могли найти героиню, пока не появилась Барбара Брыльска.
Мягков - артист, который способен на импровизацию, что для комедии очень важно, и я это качество в актерах особенно ценю. Он так входит в роль, что играючи может сказать какую-то фразу, которой не было в сценарии, но которая очень годится, потому что передает какую-то сущность персонажа.
В комедии "Гараж" у персонажа Мягкова не так много слов, поскольку согласно сюжету он потерял голос. Но актер не просил дописать роль. Для него сыграть активного, но молчаливого героя в картине, построенной на бесконечных диалогах и монологах, - это увлекательная задача.
В 1984-м, прежде чем начинать работу над фильмом "Жестокий романс", я договорился с двумя артистами, что они будут у меня играть: с Мягковым и Михалковым. Для меня это было принципиально. В последующих картинах у нас с Андреем не получалось поработать: то он был занят, то у меня не было для него подходящей роли. Мы поддерживали дружеские отношения, перезванивались. Но постепенно это угасло.
Барбара Брыльска:
"Я ОТКАЗЫВАЛАСЬ ЦЕЛОВАТЬСЯ С АНДРЕЕМ"
После выхода "Иронии судьбы" молва приписывала им роман и в жизни. Однако вне экрана их связывала только Государственная премия СССР за эту картину.
- В середине съемок "Иронии судьбы" оказалось, что моя героиня Надя должна целоваться. Ничего плохого не хочу сказать ни об Андрее Мягкове, ни о Юрии Яковлеве, но это совершенно не мой тип мужчин. Мне нравятся жгучие брюнеты. Подошла к Рязанову: "Умоляю, Эльдар, сделай так, чтобы этого избежать. Смонтируй, как будто мы поцеловались. Обмани зрителя. В кино так делают сплошь и рядом". Но Рязанов был непреклонен: "Барбара, успокойся и возьми себя в руки. В этих эпизодах мне нужно, чтобы все было достоверно". Пришлось целоваться. Но после "Иронии судьбы" я стала более внимательно читать сценарии.
Съемки в кино называют романом на один фильм. С Андреем за это время я виделась, может, раза три всего. Поэтому с удовольствием откликнулась на просьбу Тимура Бекмамбетова сыграть в "Иронии судьбы-2", где спустя 33 года мы все -постаревшие, погрузневшие, но не утратившие вкус к жизни - опять встретились. Помню, Андрюша все подшучивал над молодыми актерами Лизой Боярской и Костей Хабенским, что вы, дескать, можете особо и не стараться, все равно зрители будут смотреть фильм ради нас, стариков, и в первую очередь, конечно, придут в кинозал, чтобы посмотреть на любимую учительницу Надю Шевелеву. Мне было очень приятно.
Валентина Талызина:
"ОН ОСТАНОВИЛ СЪЕМКУ "ИРОНИИ СУДЬБЫ-2"
Об "Иронии судьбы" актер не любит вспоминать, зрители его замучили предложениями выпить и попариться в бане. Ни того, ни другого Мягков терпеть не может. Хотя Новый год - по-прежнему его любимый праздник.
- На съемках "Иронии судьбы" у нас с Андреем Мягковым было всего два совместных эпизода, но я сразу почувствовала, какой это блистательный актер. Тогда в нем сочетались мужская манкость, юмор и интеллигентность. Затем была большая работа в тон-студии, где я говорила и за свою героиню, и за персонажа Барбары Брыльской. Но с Мягковым мы особо не общались. Я была на положении озвучивающей артистки, и Андрей на меня никакого внимания не обращал. Это потом он понял, какой я вложила труд в эту картину. И тогда он меня зауважал.
На съемках "Иронии судьбы-2" в Праге был интересный случай. В одном эпизоде дверь лифта плохо работала: открывалась и закрывалась невпопад. Дубль за дублем шел в корзину, все нервничали. И вдруг Мягков взял на себя смелость и заявил продюсеру: "Значит, так, съемку я прекращаю, вы сегодня не готовы, продолжим, когда неполадки будут устранены". Представляете, сказать такое в нынешних условиях коммерческого кино, когда съемочный день стоит огромных денег, а всем актерам платят за смену? Повисла гробовая тишина. Но в этом демарше было столько мужества и такое достоинство артиста, что продюсер пошел на попятную: "Да, да, конечно, не волнуйтесь". Ремонтники провозились с лифтом всю ночь, и на следующий день съемки прошли как по маслу.
В те дни Андрей Васильевич мне признался: "Валь, ты знаешь, я занялся портретной живописью - это такое счастье". Я искренне ему позавидовала. В его годы освоить новый вид искусства не каждому по плечу. Пишет он только для себя, хотя его картины есть в коллекциях Михаила Горбачева и Галины Волчек. В основном это портреты зрителей, которых он видел на спектаклях, случайных людей, встреченных им в метро или на улице, и, конечно, его знаменитых друзей.
Марлен Хуциев:
"МЯГКОВ НЕ ЛЮБИТ ПАНИБРАТСТВА"
Работа в фильме Хуциева "Послесловие" (1983) - иная грань таланта Мягкова. В камерной психологической драме он тонко отразил появление прагматичного героя нынешней эпохи "скорбного бесчувствия".
- С Андреем Мягковым мы впервые сработались в 1967 году, когда в театре "Современник" я ставил пьесу Артура Миллера "Случай в Виши". Этот спектакль потом зарубила цензура. По сюжету там фашисты во время облавы арестовали группу французов и выясняют, кто из них еврей. У Мягкова была роль профессора - интеллигентного, но холодной души человека. Артист он замечательный, мастерски владеющий искусством перевоплощения.
Когда в начале 80-х я взялся снимать драму "Послесловие", то сразу подумал об Андрее. Помнится, я его даже утвердил без проб. Хотя сыгравшего с ним в дуэте Ростислава Плятта пробовал. Фильм камерный. Все действие происходит в одной квартире. К молодому ученому Швыркову в Москву нагрянул из провинции 75-летний тесть Алексей Борисович - отчаянный жизнелюб, который вносит смуту в размеренный быт зятя-прагматика, серьезно засевшего за диссертацию. Когда старик уезжает, герой Мягкова узнает, что тот серьезно болен и, очевидно, приезжал попрощаться. Андрей очень хорошо сыграл тот душевный перелом, который происходит в душе его персонажа.
Работалось нам легко. На "Мосфильме" была выстроена декорация трехкомнатной квартиры с кухней. Там мы и обедали, чтобы далеко не ходить в столовую. Доставали, кто что с собой принес. Пили чай. Шутили. Андрей - большой умница, с ним очень приятно поговорить, хотя иногда он бывает едким насмешником и всегда держит дистанцию, не позволяя собеседнику переходить на пани-братский тон. Но это лишь холодная маска, которую Андрей надевает на время. На самом деле Мягков - мужик горячий.
Он очень тонкий артист, со своей творческой интонацией. К сожалению, его талант режиссеры не всегда использовали умело, не во всех фильмах актер, что называется, "на своем месте". Но когда Мягков берется за характерные роли, блестящий результат гарантирован. Я его от души поздравляю с 70-летием. Но, честно говоря, не могу поверить в столь серьезную дату. Главное, он молод душой, поэтому и выглядит гораздо моложе своих лет.
Кирилл Серебренников:
"ОН БЕРЕЖЕТ СВОЕ ЛИЦО"
На театральных подмостках столицы имя Мягкова гремело еще в 70-е. Правда, в его арсенале пока только одна награда - премия "Чайка" за лучший актерский дуэт в "Мещанах" (совместно с Аллой Покровской).
- В 2004-м, выбирая Андрея Мягкова на главную роль в горьковских "Мещанах" для МХАТа, я думал долго и мучительно. Я знал, что он блистательный артист, но у меня не было возможности его ни в чем посмотреть, я не понимал, сможет ли он потянуть эту огромную ношу - роль главы беспокойного семейства Бессеменовых. Однако первая же читка пьесы меня убедила. На сцену вышел абсолютно подготовленный, невероятно глубокий, умный, ироничный человек. В ходе репетиций выяснилось, что Андрей Васильевич еще и педагог талантливый - как он учил молодых простым и точным элементам ремесла!
В начале я заявил, что сделаю из "Мещан" блокбастер. Это не отпугнуло Мягкова. Его вообще нельзя никак испугать. Разве что бессмыслицей. Но мы как раз пытались найти какой-то смысл в этой великой пьесе Максима Горького. И актер быстро и живо подключился к поискам. Он остро реагирует на фальшь. В этой связи мое огромное уважение вызывает его неучастие в дешевом телевизионном мыле. Он бережет свое лицо.
Вместе мы больше, увы, не работали. Если будет подходящий материал, я с удоволь-ствием его позову. Например, в кино я хотел бы снять продолжение фильма Марлена Хуциева "Послесловие". В сиквеле Андрей Васильевич выступил бы уже в амплуа Ростислава Плятта, а партнером ему подобрали бы молодого артиста. Так могла бы продолжиться эстафета картины о судьбе шестидесятника. Сценария пока нет, но замысел прорастает. С Мягковым я пока не говорил. Он человек, которому нужно предлагать что-то конкретное. А пока хочу его поздравить через ваше издание. Желаю крепкого здоровья, сил, энергии. Мечтаю сделать с ним еще не одну работу. Если он, конечно, опять мне доверится.
ДОСЬЕ
Андрей Мягков, Актер
Родился 8 июля 1938 года в Ленинграде.
Окончил Ленинградский химико-технологический институт и Школу-студию МХАТ.
Снялся в более чем 50 фильмах, среди которых "Братья Карамазовы", "Дни Турбиных", "Служебный роман", "Гараж", "Гонки по вертикали", "На Дерибасовской хорошая погода"... Однако для большинства зрителей Мягков навсегда остался Женей Лукашиным из новогодней комедии "Ирония судьбы". С 1965 года - актер театра "Современник", с 1977-го - МХАТа им. Чехова. Народный артист России.
Более 40 лет женат на актрисе Анастасии Вознесенской (радистка в фильме "Майор "Вихрь").