Готика, а не страшно

В Москве отреставрирован памятник архитектуры модерна

В столице приведен в порядок один из колоритнейших памятников архитектуры начала ХХ века — бывший особняк братьев Новиковых на Большой Полянке. Для журналистов в этот неожиданный островок готического стиля посреди купеческого столичного Замоскворечья на днях организовали экскурсию.

Этот трехэтажный дом-замок и до реставрации привлекал внимание стрельчатыми контурами, ажурными каменными балюстрадами, причудливой асимметрией фасада с боковой башней-мансардой, еще больше уподоблявшей его маленькой средневековой цитадели. Притом громадные площади остекления с тонкой вязью арматуры говорили уже о стиле нового времени: ведь строил здание в 1907-1910 годах известный московский мастер модерна Сергей Гончаров, а достраивал в 1915-м для новой хозяйки, Клавдии Свешниковой, другой архитектор, приверженец неоклассицизма Сергей Воскресенский. Однако состояние дома в советские, а особенно постсоветские годы заставляло желать лучшего. К счастью, несмотря на внешнюю неопрятность, под многослойными закрасками скрывались подлинные росписи плафонов и стен — например, симпатичные амурчики в медальонах над дверными проемами, а под цементной заливкой пола — узорчатая метлахская плитка начала ХХ века, на которую вступают посетители сразу за мощной резной входной дверью.

Как рассказали глава Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский и руководитель проекта, реставратор Архитектурно-планировочной мастерской номер 6 Ирина Калугина, реставрационные работы начались в 2005 году, но шли недостаточно системно. Как, впрочем, и во всем городе, где единая 5-летняя программа реставрации появилась только в 2011 году. А научно обоснованный проект реставрации особняка на Большой Полянке разработан и того позже — в 2013-м. Стоимость работ на этом объекте составила 160 миллионов рублей. В итоге воссоздан паркет парадной анфилады, латунная гарнитура окон и дверей, кованые перила внутренней лестницы с типично модерновым пластично струящимся рисунком, готические своды с тонким узором нервюр, стеклянный плафон галереи...

Реставратор Ирина Калугина показывает, из каких руин пришлось возрождать помещения

На втором этаже устроен камерный концертный зал — ведь в здании с осени поселится Творческий центр Юрия Башмета, которому оно передается в безвозмездное пользование. В каком-то смысле так восстанавливается историческая справедливость — зал и музыкальные салоны были здесь еще при Клавдии Свешниковой. Но и советский период, надеемся, не будет выброшен просто так на свалку: Башмет много занимается с детьми, а в советские десятилетия здесь был Дворец пионеров, так что детское пение и музицирование для этих стен привычны.

Кстати, было бы интересно пригласить на один из творческих вечеров родных Клавдии Свешниковой, по первому мужу Линевич. После революции она уехала в Сибирь, где работала до самой смерти учителем, на востоке страны до сих пор живут ее потомки...