ЗАТЯНУВШАЯСЯ ПАУЗА

Накануне профессионального праздника тружеников стальных магистралей министр путей сообщения Николай АКСЕНЕНКО встретился с журналистами. Момент для пресс-конференции был, прямо скажем, не самый праздничный. За день до этого стало известно, что Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства приняло решение об индексации тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. С 10 сентября цены на билеты в поездах дальнего следования вырастут на 25 процентов.

Кроме того, МПС получило разрешение в порядке эксперимента до 10 сентября будущего года самостоятельно определять цену на билеты в вагонах типа "СВ" и купейных вагонах фирменных поездов. Единственное ограничение - общее количество фирменных поездов не должно быть больше 104.
Разговор с министром, естественно, касался в первую очередь этой тематики. В течение последних трех лет, подчеркнул он, железнодорожники только за счет внутренних резервов выдерживали паузу, не увеличивая тарифы на перевозки. Но пауза слишком затянулась. В стране продолжались инфляционные процессы, росли цены на товары и услуги. Транспортная составляющая в конечной цене продукции была все меньше и меньше. Совершенно ясно, что бесконечно это продолжаться не могло. Для сравнения можно привести такие цифры. Цены на билеты в пассажирских поездах на некоторых направлениях в 28 раз ниже, чем на самолете. Из-за этого поток пассажиров на железнодорожном транспорте резко вырос. Возникла проблема с приобретением билетов. На этом стали "греть руки" перекупщики.
С 1 августа пауза сдерживания тарифов закончилась. Стоимость грузовых перевозок увеличена на 18,5 процента. А с 10 сентября, после окончания сезона массовых отпусков, на четверть вырастет цена билетов в пассажирских поездах.
Конечно, это не оптимальный вариант, подчеркнул министр, по нашим расчетам, рост цены билетов должен быть больше и составить как минимум процентов 30. Но решение принято, и мы его будем выполнять.
Говоря об итогах работы отрасли за минувшие три года, Н. Аксененко назвал три главных момента. Во-первых, за это время затраты на транспортировку грузов по железной дороге реально сократились в два раза. Во-вторых, благодаря реализации многих программ существенно возросла безопасность движения, уменьшилось количество чрезвычайных происшествий - сходов поездов, крушений. Железная дорога стала самым надежным видом транспорта. Третье достижение заключается в том, что администрация МПС строго выполняла все пункты тарифного соглашения с профсоюзом. Регулярно осуществлялась индексация заработной платы. Средний заработок по отрасли сегодня составляет 3600 рублей в месяц. В полном объеме сохранены медицинские учреждения, система профессионального образования.
То, что закончилась пауза, вовсе не означает, заверил министр, что цены на железнодорожном транспорте резко взлетят. В отрасли создан неплохой задел, который позволит нам с определенным замедлением, по сравнению с темпами инфляции, увеличивать тарифы, тем самым способствуя развитию экономики страны.
Железную дорогу не случайно называют "стальными нервами государства". Показатели ее работы отражают уровень общественного производства в стране. С начала 1999 года сеть российских железных дорог устойчиво наращивает объемы перевозок. В первом полугодии нынешнего года, например, количество перевезенных грузов увеличилось на 14,8 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это выше темпов роста экономики страны.
Длительное сдерживание роста тарифов не могло не сказаться отрицательно на состоянии железнодорожного транспорта. Уровень износа верхнего строения пути достиг 63 процентов, а подвижного состава - 60 процентов. Резервы отрасли, как видим, исчерпаны. Для того чтобы и дальше она эффективно работала, нужны солидные вложения. В планах министерства на будущий год заложен ряд серьезных мероприятий по совершенствованию технологии, модернизации технических средств, изменения структуры управления.
Концепция структурной перестройки на железнодорожном транспорте, разработанная в министерстве, воспринимается в обществе неоднозначно. Видимо, поэтому многие вопросы журналистов, адресованные министру, касались этой проблемы.
Речь вовсе не идет о приватизации железнодорожного транспорта, заявил Николай Аксененко. Наша концепция предусматривает разделение функций управленческих и хозяйственных. Мы обсуждали несколько вариантов и сошлись на том, что необходимо создавать государственную акционерную компанию "Российские железные дороги", которая должна работать по оправдавшему себя принципу в таких странах, как Франция, Германия, Финляндия. Естественно, все 100 процентов акций будут принадлежать государству. Все это должно быть закреплено законом, который не позволит продавать эти акции, осуществлять их эмиссию. При этом в обязательном порядке надо сохранить государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте.
Во время последней встречи с президентом, сказал министр, мы обсуждали и этот вопрос. Владимир Путин поддержал нашу идею. Тут, видимо, сыграло свою роль то обстоятельство, что наш президент работал в Германии и хорошо знаком с организацией работы железнодорожного транспорта в этой стране...
При создании государственной акционерной компании за ней на первое время сохраняется вся социальная структура - медицина, образование, жилищно-коммунальная служба. Говоря о том, как министерство планирует выстраивать свою тарифную политику, Николай Аксененко подчеркнул: она будет подчинена экономическим интересам страны.
Так, сегодня тарифы на перевозку грузов в сторону Дальнего Востока существенно снижены. В результате грузопоток за последний год вырос в два раза. Активно осваивается БАМ. Минерально-сырьевые ресурсы этого региона осваиваются высокими темпами. И здесь без железнодорожного транспорта - не обойтись.