"КОВБОЙ" СТРЕЛЯЕТ ПО СВОИМ

Свой очередной "рабочий отпуск" президент Клинтон проводит на острове Мартас-Виньярд, расположенном севернее Нью-Йорка, - летнем приюте богатых и знаменитых. В субботу после утреннего кофе и перед тем, как отправиться играть в гольф, он наложил вето на законопроект об отмене "наказания за женитьбу".

Так называют статью налогообложения, по которой 25 миллионов семейных пар отдают казне значительно больше, чем отдавали бы, не будучи мужем и женой, по отдельности. Республиканцы, сделавшие этот законопроект своим предвыборным приоритетом, подсчитали, что он сохранит американцам за пять лет 90 триллионов долларов.
Клинтон же, калькулируя каким-то другим манером, заявил, что вето сэкономит государству за 10 лет 292 миллиарда. И обвинил республиканского кандидата в президенты Буша, правда, не назвав его по имени, в "безрассудной фискальной политике", которая вернет страну обратно к дефициту платежного баланса. Помимо "зарубленного" им билля, он имел в виду намерение Буша, если тот станет президентом, сократить налоговое бремя на 1,3 триллиона долларов. В еженедельном радиообращении к народу Клинтон сказал, что все это сведет на нет проецируемое положительное сальдо баланса.
Но обозреватели склонны видеть в президентском акте не столько заботу о государственных интересах, сколько нежелание дать партии "слона" возможность козырять перед выборами тем, что она облегчила жизнь по крайней мере 50 миллионам избирателей. Однако, замечают они, Клинтон, видимо, не сознает, что тем самым он оказывает поистине слоновью услугу тому, кого демократы хотели бы сделать его преемником, - вице-президенту Гору: этот "росчерк пера" как бы отталкивает от него до 50 миллионов избирателей, а известны случаи, когда президентами становились с преимуществом всего в несколько десятков тысяч голосов (Кеннеди, например).
Воскресная "Вашингтон таймс" так откомментировала заботу Клинтона о госбюджете: "Многие республиканцы уверены, что, если президентское вето устоит, это даст им еще один шанс на победу в ноябре. Они надеются убедить избирателей, что президент-демократ - единственное препятствие, стоящее на пути к решительному облегчению налогового бремени, которого добивается контролируемый республиканцами конгресс". То есть в любом случае "слоны" остаются в выигрыше: настоит президент на своем - виновата госадминистрация, членом которой является Гор, тем более что он поспешил поддержать решение патрона; преодолеет конгресс вето - заслуга республиканцев.
За последнее время Клинтон, даже по признанию людей из его окружения, несколько раз "срывался", делая заявления во вред своей партии, в частности, выступив с несолидными "кухонными" нападками на Буша-младшего и на тех, кто "обижает" его жену Хиллари, рвущуюся в сенаторы. Похоже, "сорвался" он и на сей раз, потому что трудно назвать дальновидностью и здравомыслием то, что он сделал вслед за наложением вето. Он предложил "слонам" в конгрессе сделку: они соглашаются с его планом финансирования программы медпомощи престарелым. А он подписывает несколько видоизмененный билль о "наказании за женитьбу". Как заметил организатор республиканской фракции в палате представителей Том Делэй, "трудно себе представить, каким образом предложенный нами билль станет "менее дорогостоящим", если мы согласимся на предлагаемые им расходы". Сообразят это, конечно, и избиратели, у которых и так достаточно претензий и к Клинтону, и к Гору, поэтому карикатуристы и изображают президента в виде ковбоя, стреляющего из одного револьвера в свою ногу, а из другого - в ногу партнера. А у партнера, между прочим, по последнему рейтинговому опросу и так всего 36 процентов против 52 его соперника.