ЗА ЧТО МЫ ИХ ТАК ЛЮБИМ?

"Я - не интеллигент!" - с вызовом заявил Никита Михалков в минувший вторник в передаче "Сати" на первом канале. И тут же дал интеллигентам беспощадную характеристику: "Те, что из-за занавески окна наблюдают за происходящим в жизни, а затем цепляют тот бант, который больше соответствует моменту".

Презрительно-разоблачительный пафос мэтра явно относится к событиям недавнего прошлого. В самом деле, видные представители творческой интеллигенции, недавно вдохновенно воспевавшие советскую власть, а потом столь же яростно ее топтавшие - нынче с восторгом принимают подачки беглых олигархов.
Понятно, что столь резкие характеристики относятся лишь к отдельным, широко известным личностям, а не к миллионам скромных, влачащих жалкое существование учителей, врачей, научных работников. Признаться, ТВ сегодня редко обращается к ним, предпочитая рассказывать о знаменитостях. И, к сожалению, своими рассказами - прямо или косвенно - подтверждает безрадостный диагноз нашего широко известного кинематографиста...
В нынешнюю летнюю пору в эфире, понятно, больше, чем обычно, передач, посвященных популярным деятелям искусства. В основном это повторы. В них, впрочем, особенно четко прослеживаются тенденции, характерные для всего ТВ. В последнее время почему-то не принято особенно распространяться об общественных и нравственных идеалах мастеров искусства. (Само понятие "идеал" девальвировано до крайности.) Не в чести и анализ творческого своеобразия каждого из них, их художественного вклада. Главный упор телевизионщики делают почему-то на прежде традиционно презираемые в нашей культуре обстоятельства.
Нетрудно догадаться обо всех этих "почему-то". Наше ТВ (само сегодня предельно коммерциализированное) как рыбак рыбака видит издалека тех деятелей искусства, кто достиг финансового благоденствия, кто успешно стрижет купоны со своей славы, кто активно участвует в художественном бизнесе. Произведение искусства нынче все чаще называют "проектом", его финансирование - поиском инвесторов и спонсоров, ожидание встречи со зрительской аудиторией - промоушеном, где публике ловко всучивают не всегда нужное ей творение ("творческий продукт").
Заметьте, с каким едва скрываемым презрением относится ТВ к тем явлениям отечественной культуры, которые по природе своей противостоят новомодным тенденциям. В течение месяца по будням канал "Культура" показывал завершившийся только позавчера цикл с обнадеживающим названием - "Экология литературы". В тщательно сделанных часовых программах перед зрителями прошло творчество замечательных мастеров пера недавнего прошлого и настоящего - Анны Ахматовой и Николая Заболоцкого, Михаила Шолохова и Юрия Трифонова, Ивана Бунина и Александра Куприна, Виктора Розова и Александра Володина, Бориса Васильева и Леонида Зорина...
Но десятки миллионов зрителей, живущих в Москве и Московской области, этих передач не видели: руководство канала поставило их на то время дня, когда по "Культуре" вещает "Евроньюс". Для столичного региона "Культура" начинала свою работу как раз в тот момент, когда завершалась "Экология литературы". Зато на том же канале, как и на остальных, в самое лучшее время на минувшей неделе буйствовали передачи совершенно иного рода...
Невероятно плодовитые Б. Берман и И. Жандарев (ТВС) выдали, кроме четырех ежевечерних выпусков "Без протокола", еще два фильма: трехсерийный, посвященный Олегу Янковскому, и двухсерийный - о его грузинских коллегах Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе. Привычка к ни к чему не обязывающим, подчас пустоватым, пятидесятиминутным разговорам с вечерними гостями сказалась и в пяти часах повествования об известных актерах. За это время зрители узнали множество бытовых, подчас смахивающих на саморекламу подробностей из их жизни, но так и не поняли (если не знали до того), в чем же состоят особенности их дарований. И почему их экранное творчество в последние годы явно затухает.
"Серебряный шар" (ОРТ) в субботу рассказывал о Юрии Богатыреве. Как нередко бывает в этой передаче, фрагменты ролей и повествование ведущего составляли два параллельных, почти не пересекающихся ряда. В. Вульф в привычном своем стиле главное внимание уделял пикантным подробностям, на сей раз пристрастию актера к "зеленому змию". Не всегда было понятно, как Богатырев, представленный законченным алкоголиком, за свою короткую жизнь смог сыграть такое множество превосходных ролей на сцене и экране.
В воскресной встрече с актрисой Мариной Зудиной ("Приглашает Борис Ноткин", ТВЦ) нам предложили вариацию на популярные ныне эротические темы. Тележурналист с настойчивостью, достойной лучшего применения, допытывался у своей гостьи, вызывают ли спектакли, в которых она участвует, у зрителей... похоть. Поначалу ошарашенная таким поворотом разговора, актриса вскоре поняла, что от нее требуется, и затем уже вполне соответствовала этим запросам...
Своего рода лакмусовой бумажкой обсуждаемой нами проблемы стал последний выпуск "Момента истины" (ТВЦ). Возмущаясь существенными изъянами вступившего с 1 июля нового Уголовно-процессуального кодекса, А. Караулов стал призывать гостя программы, руководителя "Ленкома" Марка Захарова резко выразить по этому поводу свою гражданскую позицию. Скажем, в знак протеста задержать на полчаса начало спектакля. Режиссер - тот самый, который в начале перестройки, кажется, первым в прямом эфире выступил с предложением о захоронении тела Ленина, а позже на глазах миллионов телезрителей "мужественно" сжег свой партбилет, - на сей раз, естественно, смешался и не поддержал идею тележурналиста...